Миг-21
Содержание:
- История создания истребителя МиГ-21
- История создания
- Краткое описание военного самолета
- МиГ-21, описание конструкции
- Модификации МиГ-21
- Самый массовый и самый бюджетный сверхзвуковой
- Вооружение[править | править код]
- Описание конструкции
- Характеристики аппарата
- Модификации МиГ 21
- Боевое применение
- Модификации
- Особенности МиГ-23
- МиГ-21БИС (48 синий)
История создания истребителя МиГ-21
9 сентября 1953 года ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого, специальным постановлением, было предписано разработать новые истребители, рассчитанные на скорости далеко выходящие за пределы скорости звука. И Микоян и Сухой в итоге подготовили проекты самолетов весьма схожих по внешнему виду.
Проект Микояна был признан более оптимальным в производстве. Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой будущего истребителя МиГ-21 руководил А.Г. Брунов (с марта 1957 года главный конструктор самолетов-истребителей).
Первый прототип МиГ-21 (Е-1) имел стреловидное крыло и проектировался под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Однако сроки поджимали, АМ-11 готов не был, поэтому его пришлось заменить на АМ-9Б от МиГ-19. Получившийся прототип назвали Е-2, он поднялся в небо 14 февраля 1955 (летчик-испытатель Г.К.Мосолов).
Одновременно с этим шло проектирование ещё одного самолета (Е-5), уже с треугольным крылом, но (по тем же причинам) с тем же АМ-9Б в качестве двигателя. Эта модель (переименованная в Е-4) взлетела 9 января 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
За счет рациональной конструкции многорежимного воздухозаборника, даже с теми же двигателями, что МиГ-19, новый истребитель развил фантастическую скорость, «выжав» на 700 км/ч больше, чем предшественник. Треугольное крыло также одержало убедительную победу над стреловидным. С этого момента Е-5 стал официально называться МиГ-21, а после завершения испытаний в 1957 году, получил долгожданный двигатель АМ-11 (или Р-11Ф-300 («изделие 37Ф»)), новую модификацию прототипа (Е-6 или МиГ-21Ф), и поднялся в воздух 20 мая 1958 года (В.А.Нефёдов).
Нареканий к самолету практически не было — началась подготовка к серийному производству, которое началось в 1959 году на Горьковском авиазаводе.
Чертеж истребителя МиГ-21
Самолет получился действительно уникальным — обладая самыми передовыми характеристиками, он изначально стоил по авиационным меркам «копейки», а учитывая, что производство машины продолжалось с 1959 по 1985 год, себестоимость машин последних серий обходилась… дешевле, чем производство БМП-1! Таким результатом до сих пор не моет похвастаться ни один боевой самолет в мире. «Летающий Калашников» — эпитет наиболее полно описывающий саму суть МиГ-21. Он до сих пор состоит на вооружении различных стран, его «реплики» до сих пор находятся в производстве, обеспечивая истребителю славу самого массового послевоенного самолета.
В обширном семействе МиГ-21 насчитывается 4 поколения, и машины первых серий отличаются от последних (по меткому выражению пилота МиГ-21) также, как «Ньюпор, от Як-3«.
Всего было произведено (вместе с лицензионными): 11496 истребителей МиГ-21, в СССР производился на заводах:
- №21 в Горьком (5278 самолетов)
- №30 «Знамя Труда» в Москве (3203 самолетов)
- №31 в Тбилиси (1677 самолетов).
В разные годы истребитель состоял на вооружении: Анголы, Алжира, Афганистана, Бангладеша, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, ГДР, Египта, Замбии, Индонезии, Йемена, Индии, Ирака, Конго, Камбоджи, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Мали, Мозамбика, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Сирии, Танзании, Уганды, Финляндии, Хорватии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. И это не считая страны входившие в состав СССР.
История создания
Согласно техническому заданию НИИ ВВС СССР 1953 года в ОКБ Микояна вышло предложение о разработке лёгкого сверхзвукового истребителя, необременённого БРЭО, с одним турбореактивным двигателем, обладающего небольшим запасом горючего, у которого огневая мощь и продолжительность полёта принесены в жертву его превосходным лётным качествам.
МиГ 21 и МиГ 35
От нового истребителя требовалось, чтобы он успешно противостоял штатовским самолётам «сотой» серии и их реактивным бомбардировщикам.
После осмысления и переработки технического задания стало ясно, что новая машина этим параметрам не соответствует и решили создать лёгкий истребитель, вооружив его только пушками, чтобы он днём совместно с земным наведением обеспечивал местную противовоздушную оборону.
Было построено два опытных образца – один с треугольным крылом (Е 4), второй со стреловидным (Е 2). Их оснастили устаревшими двигателями, новые проходили стадию обкатки. Морозным февральским днём 1955 года совершил первый полёт Е 2, позднее 16 июня того же года оторвался от бетонной полосы и выполнил пробный полёт Е 4.
ОКБ Микояна остановилось на варианте с треугольным крылом, оснастив двигателем большей мощности Р-9И. Разработали новый опытный образец Е 5, который в январе 1956 года впервые поднялся в воздух. Была выпущена небольшая серия этих прототипов так и не переданных на испытания по причине создания к тому времени машины с двигателем Р-11Ф-300 и получившей обозначение Е 6.
В мае 1958 года этот вариант истребителя впервые попробовал воздух и был допущен к госиспытаниям. После их успешного прохождения началось производство серийных машин под индексом МиГ 21Ф. Немного позднее в 1960 году выпустили МиГ 21Ф 13, на который установили ракеты К-13.
МиГ 21 кабина
Краткое описание военного самолета
Истребитель, изготовленный советским производителем МиГ-21, в любой модификации предусматривает наличие треугольного и хвостового крыльев, то есть традиционного оперения. Воздухозаборник многорежимного типа располагается ближе к носовой части воздушного аппарата. Воздухозаборник оснащен центральным телом с бортовой радиолокационной станцией внутри. Антенну РЛС прикрывает конус с продольным подвижным ходом. Специальный гидропривод приводит в движение конус и фиксирует элемент в нужном положении.
На фюзеляжной части под крылом самолета расположены створки для основных стоек шасси, оснащенные колесами в диаметре достигающие 800 мм. Такой размер колес помогает взлетать или приземляться истребителям даже с плохо оборудованных взлетно-посадочных полос.
Технические характеристики МиГ-21:
Кабина пилота у более усовершенствованных моделей МиГ-21 стала намного эргономичней, для ее оснащения стали использовать современную авионику, кресло для пилота представляло собой катапультный механизм КМ 1, который между пилотами назывался «ноль-ноль». При захвате истребителя лучом противника в кабину пилота моментально поступает сигнал от обтекателя, расположенного на хвостовом оперении самолета. Система для опознания устанавливалась на самой вершине киля.
Авиапроизводители изготовили более 11 тысяч единиц маневренных истребителей МиГ-21, которые в настоящее время числятся на вооружении многих стран. Популярность данной модели объяснялась отменными летными и техническими характеристиками, ведь не каждой модели военно-летательного аппарата была присуща максимальная скорость в 2175 км/ч и дальность полета в 1210 км.
Благодаря запуску массового производства удалось в значительной степени снизить стоимость истребителя. К примеру, для производства военной техники, применяемой для наземных войск, приходилось выделять примерно в полутора раз больше денежных средств, чем для изготовления МиГ-21. Свое первое боевое применение военно-воздушный транспорт сумел получить еще во время военных действий, имеющих место во Вьетнаме.
За годы своего существования легендарный истребитель, как ранее мы уже отмечали, принимал участие во многих военных конфликтах. И практически во всех противостояниях успешно справлялся с поставленной военной задачей. В настоящее время модель МиГ-21 считается устаревшей, но тем не менее числится на вооружении многих стран.
МиГ-21, описание конструкции
Летательный аппарат является одноместным среднепланом, оснащенным одним двигателем. Построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет низкорасположенное треугольное крыло (стреловидность 57° по передней кромке), цельноповоротное горизонтальное оперение (киль и руль поворота) с высокой стреловидностью.
Крылья оснащены элеронами и закрылками. Аэродинамические гребни для повышения поперечной устойчивости авиамашины на больших углах атаки. Крыло составляют 2 консоли с одним лонжероном. В консолях – по 2 топливных бака.
Тип фюзеляжа: полумонокок, т. е. часть нагрузок несет фюзеляж, другая часть нагрузок распределяется на силовые элементы каркаса – стрингеры и шпангоуты. Конструкция цельнометаллическая из алюминиевых и магниевых сплавов.
Форма сечения – эллиптическая. Двигатель, отделенный стальной противопожарной перегородкой, в хвостовой части. Воздухозаборник (механическое устройство, куда поступает воздух для охлаждения двигателя и оборудования) размещен в носовой части летательного аппарата.
Подвижное конусовидное устройство с антенной радиоприцела поместили в воздухозаборник, помимо размещения антенны конус регулировал направление и силу потока воздуха направляемого в двигатель.
При дозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростях полета – до М=1,5, конус находился внутри воздухозаборного устройства. От М=1,5 до М=1,9 занимал среднюю позицию. При достижении показателей свыше 1,9 Маха конус выдвигался вперед. Воздушный канал раздваивался, окружая кабину с пилотом, а потом вновь соединялся.
С боков фюзеляжа в носовой части истребителя для предотвращения помпажа оборудованы противопомпажные створки. Радиоэлектронную аппаратуру поместили впереди кабины, под ней секция стойки шасси. Шасси трехстоечное с носовой опорой.
Основные опоры – в нишу крыла и фюзеляж. Тормозная система – пневматическая. Хвостовая часть летательного аппарата оснащена отсеком с тормозным парашютом.
Состоит из неподвижного козырька и откидной части фонаря, при катапультировании пиропатроны срывают петли откидной части, а массивный заголовок кресла выбивает её наружу.
Кабина герметичная. Воздух попадает в нее через компрессор, который сжимает его, повышая плотность кислорода до приемлемых для дыхания показателей. Терморегулирующее устройство поддерживает заданный температурный режим.
Гермокабина была оснащена жидкостной антиобледенительной системой, для омывания стеклянной поверхности. Броня на машине была внушительной: лобовое бронестекло, передняя и задняя бронеплиты из стали для прикрытия летчика. Кресло пилота оснащено системой катапультирования – КМ-1М.
Совершенствовались версии ЛА, параллельно велись работы над силовыми установками – турбореактивными двигателями. МиГ-21Ф, МиГ-21П, МиГ-21У были оснащены форсажным двигателем Р-11Ф-300 (первое название АМ-11), который существенно улучшил показатели машин.
Благодаря системе управления двигателем ПУРТ-1Ф, регулировать работу двигателя можно было всего лишь одним рычагом.
Модификации МиГ-21
МиГ-21Ф (тип 72) – было выпущено 83 экземпляра в 1959 году на Горьковском и Московском авиазаводах.
Фото с сайта https://riafan.ru/uploads/2018/10/01/orig-15383519305087d64bb7446af5c8b6c13875581338.jpeg
МиГ-21Ф-13 (тип 74) – был в серийном производстве в 1960-1965 г.г. Самолет этой модификации установил рекорд скорости – до 2 500 км/ч и рекорд высоты – 34 714 м.
МиГ- 21П – следующая модификация, вышедшая в 1960 году и не получившая широкого распространения.
МиГ- 21ПФ (тип 76) – прекрасный всепогодный перехватчик, вышедший в 1961 году и его подвид МиГ-21ПФС (94), был в массовом производстве в 1961-1965 г.г.
Фото с сайта https://nationalinterest.org/sites/default/files/styles/desktop__1486_x_614/public/main_images/CU2769_Mikoyan_Mig-21_Indian_Air_Force_%288413513629%29.jpg?itok=AMmRRO5e
МиГ-21ФП (тип 77) выпускался для Индии в 1964-1968 г.г. После по лицензии выпускался в этой стране.
МиГ-21ПФМ (тип 94) производился на экспорт в 1964-1968 г.г.
МиГ-21Р – разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой. Выпускался в 1965-971 г.г.
МиГ-21С (95) – выпускался в Горьком только для ВВС СССР в 1965-1968 г.г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие.
МиГ- 21И (96А) производился для Индии в 1968-1971 г.г. После выпускался в этой стране.
Фото с сайта http://www.airwar.ru/image/idop/xplane/mig21i/mig21i-1.gif
МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г.г., имел на вооружении новую ракету класса «воздух-земля» Х-66.
МиГ-21МФ – экспортная модель. За 1969-1974 г.г. в Москве выпустили 231 истребитель этой модификации. Такие модели изготавливали в Индии и Китае.
МиГ-21СМТ выпускали в Горьком в 1971-1973 г.г. Всего сделали 281 экземпляр. Эти самолеты были носителями тактического ядерного оружия.
МиГ-21бис – самая распространенная и совершенная модификация всей линейки МиГов-21. Всего было выпущено 2 013 самолетов в Горьком с 1972 по 1985 годы.
Фото с сайта https://www.mudspike.com/wp-content/uploads/2019/03/DCS-MiG-21bis-Guide.jpg
МиГ-21-93 – выпускался совместно с Нижегородским авиазаводом для Индии (1994 год).
Учебная линия самолетов: МиГ-21У (1962 г.), МиГ-21УС (1966 г.) и МиГ-21УМ (1971 г.).
Экспериментальная модификация МиГ-21ПД (1966 г.) не получила распространения, как и МиГ-21И(1968 г.) – неудачная модель.
МиГ-21М – радиоуправляемый самолет-мишень вышел в 1967 году.
Самый массовый и самый бюджетный сверхзвуковой
Напомним, что МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году, а разрабатывался конструктором Анатолием Бруновым еще раньше, в сталинскую эпоху, как истребитель третьего поколения, который обладал треугольным крылом и мог развивать скорость, в два раза превышающую звуковой барьер. Впоследствии МиГ-21 специалисты назвали самым массовым и самым бюджетным сверхзвуковым истребителем в мире, к тому же крайне ремонтопригодным. Действительно, он стал чемпионом по показателю цена-эффективность.
Фото из архива
МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году.
На Западе тоже были хорошие истребители, но они выпускались куда меньшим тиражом (11.500 МиГ-21 против 5.000 американских F-4 Phantom), поэтому имели все шансы очень быстро закончиться. Здесь надо еще отметить, что F-4 оказался значительно дороже. Да и ряд летных характеристик был другим, учитывая, что одноместный и однодвигательный советский истребитель весил всего 8.730 кг, в то время как масса двухместного и двухдвигательного F-4 превышала 20 тысяч килограммов.
Еще один оппонент советской машины — французский однодвигательный и одноместный Mirage III. В качестве конкурента МиГов он имел больше шансов. Но опять-таки «натовцев» подвело советское массовое производство. «Миражей» произвели менее полутора тысяч штук. В то время как выпуск «двадцать первого» был налажен в Москве, Горьком и Тбилиси. Кроме того, по лицензии самолет собирался в Чехословакии.
В общем, случись тогда глобальная заварушка, Советский Союз получил бы если не качественное, то количественное превосходство в воздухе, но Третья мировая, по счастью, обошла мир стороной.
Вооружение[править | править код]
Стандартноеправить | править код
- двухствольная авиационная пушка ГШ-23Л калибра 23-мм
- ракеты ближнего боя с тепловым наведением Р-60 (по классификации НАТО — AA-8 Aphid — «Тля»)
Особоеправить | править код
- пусковые установки неуправляемых ракет (RCL, RKT) блоки УБ-16-57 на 16 ракет С-5 калибра 57 мм (AC5, ACZ, АС7)
- высокоманёвренные ракеты «воздух-воздух» (QAAM) Р-73 (по по классификации НАТО — AA-11 Archer — «Лучник») (ACZ)
- ракеты «воздух-воздух» с полуактивным наведением (SAAM) Р-27РЭ (по классификации НАТО — АА-10 Alamo — «Тополь») (ACAH, ACI, AC7)
- высокомощные ракеты «воздух-воздух» (НРAA) Р-73 (по классификации НАТО: AA-11 Archer ) (ACI)
- пушечные контейнеры (MGP) УПК-23-250 (ACAH, ACI, АС7)
- неуправляемые бомбы (UGB) 500кг авиабомбы ФАБ-500-М62 (ACZ)
Описание конструкции
По аэродинамической компоновке МиГ 21 – это самолёт со средним расположением крыла треугольной формы и традиционным хвостовым оперением. В носовой части машины расположен многорежимный воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена бортовая радиолокационная станция. Антенна РЛС закрыта подвижным конусом с продольным ходом. Перемещается конус с помощью гидропривода и фиксируется в трёх положениях: убран (нормальное), частично выдвинут (скорость 1,5м) и полностью выдвинут (скорость более 1,9м).
На наиболее распространённой модификации МиГ 21МФ, ниже створок дополнительного забора воздуха установлены аэродинамические гребни, исключающие попадание раскалённых газов в воздухозаборники при стрельбе из пушки. Под крылом на фюзеляже находятся створки ниши основных стоек шасси с колёсами диаметром 800 мм, позволяющих эксплуатировать машину с плохо подготовленных полос.
На нижней поверхности фюзеляжа расположены три тормозных щитка, открывающихся с помощью гидроцилиндров вперёд по полёту. Выпуск щитков не сказывается на балансировке самолёта. В цилиндрическом контейнере, размещённом под основанием киля, находится тормозной парашют.
МиГ 21 компоновочная схема
МиГ 21 оснащён турбореактивным двигателем ТРДДФ Р-25-300 с новым пятиступенчатым компрессором высокого давления и форсажной камерой. На расходе топлива доработка практически не сказалась, а использование титановых сплавов вместо стали, даже снизило массу силовой установки.
В МиГ 21 кабина у более поздних модификаций стала более эргономичной, оснащена новой авионикой, пилот сидел в катапультном кресле «ноль-ноль» КМ-1. Обзор задней полусферы был улучшен с помощью нескольких зеркал заднего вида, закреплённых на арке фонаря кабины.
Радиопрозрачный обтекатель на вертикальном хвостовом оперении скрывает антенну станции предупреждения об облучении, подающую сигнал лётчику, если самолёт захвачен лучом радара противника. На вершине киля установлена антенна системы опознавания свой – чужой. Над рулём направления находится стекатель статического электричества и аэронавигационный огонь.
Миг 21
Характеристики аппарата
Базовой моделью самолетов этого типа является модель Миг-21Ф. Машина имеет хорошие технические и летные характеристики, положительно влияющие на летные и боевые качества: масса пустого самолета – 5 460 кг, с топливом, боекомплектом и экипажем – до 10 100 кг; на высоте развивает предельную скорость 2 230 км/ч (последние модели – до 10 000 км/ч), у земли – 1 300 км/ч. Дальность полета – от 1 240 км до 2 100 км (в зависимости от количества топливных баков).
Фото с сайта http://militaryrussia.ru/i/284/839/IvSJ5.jpg
Самолет имеет фюзеляж сигарообразного сечения с усеченными краями и снабжен турбореактивным двигателем Р11Ф-300 на первых моделях. Впоследствии на более поздних версиях самолета устанавливались моторы Р13Ф-300 и Р-25-300. Имеются 12 топливных баков (в некоторых модификациях – 13); общий объем топливной системы – 2 160 литров, с подвесными дополнительными баками – 2 650 литров. Самолет оборудован системой аварийного покидания в случае экстренной аварийной ситуации. Катапультируемое сиденье пилота аналогично МиГ-19. В последующих модификациях использовалось кресло КМ-1, как более надежное. Оно служило для обеспечения безопасности пилота длительное время, как хорошо себя зарекомендовавшее; в улучшенном варианте его даже использовали на МиГ-23.
Электрооборудование самолета 27 вольт постоянного тока производится от стартер-генератора. Еще имеются две серебряно- цинковые батареи в качестве резерва. Переменный ток 115 Вольт частоты 400 Гц преобразуют два электромашинные преобразователя; другие два – постоянный ток в трехфазный переменный 36 Вольт и такой же частоты.
Фото с сайта https://aviarf.ru/wp-content/uploads/2016/06/mig-21-4.jpg
Приборное и радиоэлектронное оборудование позволяет оперативно следить за самолетом в процессе пилотирования. Кроме того, на борту имеется УКВ-радиостанция, автоматический радиокомпас и сигнализатор облучения, а также автоматический самолетный прицел. На более поздних моделях появились инфракрасный визир оптический прицел.
В первых моделях автопилота не было. В последствии его устанавливали с системой автоматического управления. Был даже установлен аэрофотоаппарат для ведения воздушной разведки.
Вооружение самолета представлено двумя пушками НР-30 (позже – ПШ-23Л) калибром 30 мм (23 мм). Навесное ракетное и бомбовое вооружение – два блока по 16 реактивных снарядов типа АРС-57М; два снаряда типа АРС-212; две бомбы и зажигательные баки. В более поздних моделях применялись ракеты К-13 и даже ядерное оружие.
Модификации МиГ 21
МиГ 21 на протяжении всех лет существования постоянно дорабатывался, МиГ 21Ф 13 сменил перехватчик МиГ 21П. Установив на машину новый радиолокационный прицел и повысив запас топлива, выпустили серию с индексом МиГ 21ПФ, а затем истребитель с усовершенствованным оборудованием и вооружением, с иным фонарём кабины получил обозначение МиГ 21ПФМ.
Постепенно обозначился отход от концепции лёгкого истребителя – вес машины возрастал, усложнялось оборудование и вооружение. Второе поколение семейства 21-х в 1964 году оборудовали новой радиолокационной станцией «Сапфир-21» и пушкой ГШ-23Л, машину обозначили как МиГ 21С. Для ВВС Советского Союза самолёт оснастили новой силовой установкой Р-13-300 и она получила название МиГ 21СМ.
МиГ 21
Самая лучшая и совершенная модификация представлена третьим поколением МиГов. Этот вариант получил обозначение МиГ 21 бис и стал единственным в этом поколении. На нём стояла усовершенствованная РЛС «Сапфир-21М», доработанное прицельное оборудование, а вооружение усилили новой ракетой Р-13М. Для ВВС машины оснастили оборудованием для захода на посадку вслепую – системой «Полёт-ОИ», а самолёты противовоздушной обороны получили комплект аппаратуры наведения «Лазурь-М».
Технические характеристики МиГ 21 бис в 1972 году улучшены за счёт установки на машину нового двигателя Р-25-300. Лётные параметры истребителя стали сопоставимы с американским F 16, уступая ему в авионике и боевой нагрузке.
Миг 21
Модернизированный в 1993 году МиГ 21 93 разработан для размещения современного ракетного вооружения, новой электрической системы управления и бортовой мощной РЛС «Копьё». Эти машины шли на экспорт и замену старых МиГ 21, которые имелись во многих странах за рубежом.
Многие иностранные фирмы, в частности, израильские и индийские предлагали свои услуги по доработке, установке новейшего оборудования и вооружения этого легендарного самолёта.
Миг 21
Боевое применение
Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС СШАпотеряли 47 самолетов, сумев сбить только 12 МиГов.
Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа.
За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников. Однако бесспорным является тот факт, что в той войне американский F-4 Phantom проиграл советскому истребителю.
Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским пилотам во Вьетнаме, ибо в этой войне им гордиться было особо нечем.
Следующим серьезным военным конфликтом, в котором принимал участие МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. На тот момент различные модификации МиГ-21 были основой истребительной авиации ВВС Индии. Им противостоял китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Мираж III и F-104 Старфайтер.
По данным индийской стороны, в ходе конфликта были потеряны 45 самолета и уничтожены 94 самолета противника.
В 1973 году начался очередной арабо-израильский конфликт, который получил название войны Судного дня. В этом конфликте МиГам различных модификаций сирийских и египетских ВВС противостояли израильские пилоты на самолетах Мираж III и F-4E Фантом II.
Особенно опасным противником был Мираж III. По многим характеристикам они были очень похожи. МиГ имел несколько лучшую маневренность, но уступал противнику по характеристикам РЛС и имел худший обзор из кабины.
Война Судного дня заставила летчиков вспомнить о таком тактическом приеме, как ближний групповой воздушный бой. Его не практиковали со времен Мировой войны.
Сирийские истребители за время кампании провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.
МиГ-21 принимал участие во время войны между Ливией и Египтом, его активно использовали в ирано-иракской войне, а также в ходе ряда других локальных конфликтов.
Этот истребитель применялся советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала к моджахедам. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.
После появления машин четвертого поколения МиГ-21 начал терять свое превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. израильские F-15A существенно превосходили МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безрезультатно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.
МиГ-21 и сегодня стоит на вооружении десятков стран мира, в основном Африки и Азии. Так, например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные силы. С начала этого конфликта ВВС Сирии потеряли 17 МиГ-21. Часть из них были сбиты, а другая — потеряны из-за технических неисправностей.
Модификации
За долгие годы эксплуатации МиГ-21 неоднократно подвергался модернизации. Если говорить о последних модификациях истребителя, то они сильно отличаются по своим техническим характеристикам от самолетов, выпущенных в начале 60-х годов. Специалисты делят все модификации истребителя на четыре поколения.
Первое поколение. К нему относятся фронтовые истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13, выпущенные соответственно в 1959 и 1960 году. Вооружение МиГ-21Ф состояло из двух 30-мм пушек, неуправляемых ракет и ракет С-24. На истребителях первого поколения не было радиолокаторов. МиГ-21Ф-13 был оснащен двигателем с более высокими характеристиками, самолет мог развивать скорость 2499 км/ч, на этой модификации был установлен рекорд высоты полета.
Второе поколение. Ко второму поколению истребителей относятся модификации МиГ-21П (1960 г.), МиГ-21ПФ (1961 г.), МиГ-21ПФС (1963 г.), МиГ-21ФЛ (1964 г.), МиГ-21ПФМ (1964 г.) и МиГ-21Р (1965 г.).
Все истребители второго поколения были оснащены радиолокаторами, двигателями с более высокими характеристиками, изменениям подверглась и система вооружения.
На МиГ-21П полностью убрали пушечное вооружения, так как в то время считалось, что ракет для истребителя вполне достаточно. Аналогично был вооружен и американский «Фантом». Вьетнамская война показала, что подобное решение было серьезной ошибкой. На модификации МиГ-21ПФМ пушку решили вернуть – на истребителе предусмотрена возможность установки пушечного контейнера на центральном пилоне. Также этот самолет был вооружен ракетами РС-2УС с радиолокационным наведением, для их установки пришлось переделать бортовую РЛС.
На модификации МиГ-21ПФС была установлена система сдува пограничного слоя с закрылков, что позволило значительно уменьшить посадочную скорость истребителя и уменьшило его длину пробега до 480 метров.
МиГ-21ФЛ. Модификация, созданная для индийских ВВС.
МиГ-21Р. Самолет-разведчик, под его фюзеляжем устанавливались контейнеры со специальным оборудованием.
Третье поколение. Появление этого поколения истребителей связано с созданием новой РЛС РП-22 «Сапфир-21» (С-21). Она имела более высокие характеристики, чем предыдущая станция РП-21, и могла обнаруживать цели типа «бомбардировщик» на дистанциях до 30 км. Благодаря новой РЛС на вооружение истребителя были приняты ракеты с полуактивной головкой самонаведения. Ранее пилоту приходилось наводить ракету на цель до самого ее поражения. Теперь же достаточно было подсвечивать цель, а ракета выполняла маневры самостоятельно. Это полностью изменило тактику использования истребителя.
К третьему поколению истребителя относятся модификации МиГ-21С (1965 г.), МиГ-21М (1968 г.), МиГ-21СМ (1968 г.), МиГ-21МФ (1969 г.), МиГ-21СМТ (1971 г.), МиГ-21МТ (1971 г.).
Типичным ракетным вооружением истребителей МиГ-21 третьего поколения стали две ракеты с инфракрасным наведением и две – с головками радиолокационного наведения.
МиГ-21М. Экспортная версия истребителя, ее изготавливали по лицензии в Индии.
МиГ-21СМ получил новый более совершенный двигатель Р-13-300 и автоматическую пушку ГШ-23Л, встроенную в фюзеляж. Опыт Вьетнамской войны показал, что пушечное вооружение не является вспомогательным, оно нужно истребителю в каждом боевом столкновении.
МиГ-21МФ. Экспортная модификация МиГ-21СМ.
МиГ-21СМТ. Модификация с более мощным двигателем и увеличенным объемом топливных баков. Использовался в качестве носителя ядерного оружия.
МиГ-21МТ. Это вариант истребителя МиГ-21СМТ, который разрабатывали для поставки на экспорт, но позже эти самолеты были переданы в советские ВВС. Всего было изготовлено 15 единиц этой модификации.
Четвертое поколение. К этому поколению истребителя относится машина МиГ-21бис – самая последняя и совершенная модификация самолета. Она была выпущена в 1972 году. Основной «изюминкой» этой модификации стал двигатель Р-25-300, развивавший тягу на форсаже до 7100 кгс. На самолете было найдено оптимальное соотношение между емкостью топливных баков и аэродинамическими свойствами. МиГ-21бис был оснащен более совершенной РЛС «Сапфир-21» и улучшен оптический прицел, позволяющий пилоту стрелять даже при больших перегрузках.
Самолеты четвертого поколения получили более совершенные ракеты с инфракрасной головкой наведения Р-13М и легкие ракеты для ближнего боя Р-60. Число управляемых ракет на борту МиГ-21бис увеличилось до шести штук.
Всего было выпущено 2013 единиц этой модификации истребителя.
Особенности МиГ-23
В сравнении со своим предшественником МиГ-21, новая машина обладала значительно улучшенной аэродинамикой, достигнутой за счет изменения конструкции планера. Фюзеляж самолета был укорочен, а крыло могло теперь изменять форму.
Крыло МиГ-23 состоит из подвижных и неподвижных элементов и под управлением пилота способно становиться стреловидным или прямым, подстраиваясь под нужды полета. Всего на различных модификациях МиГ-23 имелось три варианта различных крыльев.
Благодаря новому форсажному двигателю истребитель получил возможность разгоняться до 2500 км/ч. Потолок машины составил 17,7 км. Без подвесных топливных баков самолет мог преодолеть до 1500 км.
Фонарь кабины был герметичным и имел неплохой обзор, причем обзор задней полусферы обеспечивался специальным смотровым прибором.
МиГ-23МЛД.МиГ-23.МиГ-23.
МиГ-21БИС (48 синий)
Материал подготовлен Александром Алешиным
С целью дальнейшего улучшения характеристик истребителей МиГ-21 и Су-15 зимой 1971 года вышло постановление правительства, обязывавшее Уфимское МКБ “Союз” создать двигатель Р25-300 взлетной тягой 7100 кгс, а при полете у земли со скоростью звука – 9900 кгс. Так началась работа над МиГ-21бис – последней серийной модификацией, производство которой развернулось на заводе в Горьком в этом же году.
Прототип МиГ-21бис с 2 УР Р-3С и 4 УР Р-60
Форсажная тяга нового двигателя Р-25-300 достигала 7100 кгс. На больших скоростях в течение ограниченного времени (до трех минут) он мог работать на чрезвычайном режиме, при котором максимальная тяга увеличивалась до 9900 кгс. Также имелась возможность применения стартовых ускорителей. Тяговые характеристики Р25-300 позволили увеличить скороподъемность машины почти 1,6 раза, доведя ее до 235 м/с у земли (при скорости, соответствующей числу М = 0,9).
МиГ-21бис № 75021148 в Центральном музее ВВС в Монино (фото С. Рябцев)
В 1968 году на вооружение приняли ракету Р-55 с инфракрасной системой самонаведения и дальностью пуска до 10 км. Р-55 включили в состав вооружения МиГ-21бис, но она так и не стала массовой, уступив место новой Р-60 с высокими на момент создания боевыми характеристиками.
По сравнению с МиГ-21 предыдущих модификаций, на “бисе” модернизировали крыло, усовершенствовали бортовое оборудование, значительно увеличили номенклатуру бортового вооружения. В состав оборудования самолета входили радиолокационный прицел “Сапфир-21”; оптический прицел АСП-ПФД-21; пилотажно-навигационный комплекс ПНК “Полет-ОИ”, включающий систему автоматического управления СВУ-23ЕСН; систему ближней навигации и посадки РСБСН-5С и антенно-фидернау “Пион-Н”. На самолете сохранились помехозащищенная линия связи “Лазурь”, обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления “Воздух-1”; катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М, приемник воздушного давления ПВД-18.
МиГ-21бис в Центральном музее ВВС (фото О. Гаврюшенко)
В 1972-м Горьковский авиационный завод построил первые 35 МиГ-21 бис, и в том же году самолет приняли на вооружение. С 1972 по 1985 годы было выпущено 2013 МиГ-21бис в трех главных комплектациях: изделие “75” – для ВВС и авиации ПВО СССР, “75А” – для социалистических стран и “75Б” для капиталистических и развивающихся государств. Единственной страной освоившей производство МиГ-21бис (тип “75Л”) была Индия.
МиГ-21бис в Центральном музее ВВС (фото Д. Казаков)
МиГ-21бис послужил основой для создания модернизированных истребителей МиГ-21-93, МиГ-21бис-UPG и МиГ-21 “Lancer”, которые по боевым возможностям после модернизации приблизились к истребителям четвертого поколения.
- Размах крыла, м = 7,15
- Длина, м = 14,10
- Высота, м = 4,71
- Площадь крыла, м2 = 23,00
- Масса, кг: пустого самолета 5.460; нормальная взлетная 8.726; топлива 2.390
- Тип двигателя = 1 ТРДФ Р-25-300
- Тяга, кН: нефорсированная = 1 х 69,60; форсированная 1 х 97,10
- Максимальная скорость , км/ч: на высоте = 2.175; у земли = 1.300
- Практическая дальность, км: с ПТБ = 1.470; без ПТБ = 1.210
- Максимальная скороподъемность, м/мин = 13.500
- Практический потолок, м = 17.800
- Макс. эксплуатационная перегрузка = 8.5
- Экипаж, чел = 1
- Вооружение:
- встроенная пушка 23-мм ГШ-23Л (200 снарядов).
- максимальная масса боевой нагрузки до 1300 кг :
- до четырех УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, а также НАР калибром 57 и 240 мм и свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 500 кг .
- возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.