Истребитель миг-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики
Содержание:
«Точка обстрела»
- Год: 2008
- Страна: США
- Жанр: боевик, триллер, драма, криминал, детектив
- Актеры: Деннис Куэйд, Мэттью Фокс, Форест Уитакер, Саид Тагмауи, Айелет Зурер, Эдгар Рамирес, Уильям Хёрт, Эдуардо Норьега, Зои Салдана, Сигурни Уивер
В Испании в Саламанке проходит антитеррористический форум. На нем встретились лидеры самых влиятельных государств. Во время речи президента США происходит ЧП – звучит выстрел, лидер убит. Следом гремит мощный взрыв, который убивает не менее сотни человек на форуме. Разразился огромный скандал, все указывает на роль террористических организаций. Но не все так просто, некоторые факторы указывают на неоднозначность ситуации.
История создания
В конце 1940-х — начале 1950-х годов ведущие конструкторы истребителей всего мира стремились освоить выход на сверхзвуковые скорости полёта. Скорость звука достигалась в пологом пикировании уже многими самолётами, включая советские МиГ-17, но полноценным сверхзвуковым истребителем этот рубеж должен был преодолеваться и в горизонтальном полёте. Прирост скорости старались достичь как за счёт совершенствования аэродинамики, так и путём установки более мощных двигателей.
Началом истории разработки МиГ-19 считается 30 июля 1950 года, когда И.В. Сталин поставил задачу создания нового типа истребителей с радиусом действия большим, чем у МиГ-15 и МиГ-17. Уже в следующем году был создан первый двухдвигательный прототип нового самолёта СМ-1, на котором начали испытывать более мощные и компактные моторы. В течение 1952 года появился лётный прототип СМ-2, который стал опытным полигоном для достижения стабильных сверхзвуковых скоростей полёта. На нём были опробованы крылья большей стреловидности, а также наиболее оптимальное расположение хвостового оперения.
В 1953 году в ОКБ А.А. Микулина удалось создать ещё более мощный двигатель АМ-9Б с тягой на форсаже 3250 кгс в тех же габаритах, что и моторы для разрабатываемых МиГов, что позволило в минимальные сроки доработать прототипы новых самолётов. Опытные образцы истребителя-перехватчика (СМ-7) и фронтового истребителя (СМ-9) с двумя двигателями успешно прошли лётные испытания, в то время как характеристики ещё одного варианта — однодвигательного истребителя И-370 — оказались неудовлетворительными.
В января 1954 года уже по итогам первых полётов на предсерийной модели СМ-9 лётчик-испытатель Г.А. Седов оценил истребитель как «лёгкий в управлении» и способный стабильно превышать скорость звука. Вскоре главнокомандующий ВВС маршал авиации П.Ф. Жигарев одобрил принятие СМ-9 на вооружение с присвоением ему наименования МиГ-19. Кроме того, советское военно-политическое руководство приняло решение о целесообразности запуска самолета МиГ-19 в серийное производство, не ожидая окончания полной программы заводских и государственных испытаний, которые продолжались в течение всего 1954 года.
МиГ-19 стал завершением линейки советских истребителей со стреловидным крылом
Первые серийные МиГ-19 строились по чертежам ОКБ Микояна и Гуревича и начали поступать в строевые авиаполки с марта 1955 года. Уже 3 июля того же года 48 новейших истребителей были показаны публике на воздушном параде в Тушино. В их числе на МиГ-19 выступала пилотажная четвёрка, возглавляемая командующим авиацией ПВО СССР дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я. Савицким. После этого парада машина получила в НАТО кодовое обозначение Farmer-A. С 1958 года в воинские части стали поступать перехватчики на базе МиГ-19 с ракетным вооружением.
Серийное производство МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод в Горьком (ныне Нижний Новгород) перешёл на выпуск МиГ-21, а завод в Новосибирске ещё раньше, с 1959 года, стал выпускать Су-9. Всего в СССР было произведено 2069 самолётов МиГ-19 различных модификаций. Кроме того, чуть более 100 самолётов было выпущено по лицензии в Чехословакии, а в Китае их общий выпуск под названием J-6 превысил советский и составил свыше 4 тысяч единиц.
Характеристики:
Основные характеристики:
Модификация | МиГ-29 («9-12») |
Размеры: | |
— длина | 17.32 м |
— высота | 4.73 м |
— ширина | 11.36 м |
— площадь крыла | 38.1 м2 |
Масса: | |
— пустого | 10900 кг |
— нормальная взлетная | 15300 кг |
— максимальная взлетная | 18100 кг |
— боевой нагрузки | 2000 кг |
— топлива на борту | 3380 кг (4300 л) |
Аварийный остаток топлива | |
Силовая установка (максимал / форсаж / ЧР) | 2 х РД-33 (5040 / 5600 / 8300 кгс) |
Практический потолок | 18000 м |
Практическая дальность, малая / большая высота (с ПТБ) | 700 / 1430 (2100) км |
Экипаж | 1 летчик |
Характеристики движения:
Тип скорости | Скорость | Расход топлива |
---|---|---|
Максимальная у земли / на высоте | 1500 / 2450 км/ч | |
Крейсерская |
Маневренность: скороподъемность 330 м/с
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Встроенное | ГШ-301 30 мм | 150 выстр. |
УР «Воздух-Воздух» | Р-27(Э) СД | Подвеска (до 2) |
Р-73(Э) МД | Подвеска (до 6) | |
Р-60М МД | Подвеска (до 6) | |
НАР | С-8 | Подвеска (до 4 Б8М-1) |
С-13 | Подвеска (до 4 Б-13Л) | |
С-24Б | Подвеска (до 4) | |
Бомбовое | ФАБ (ОФАБ)-100 | Подвеска (до 4) |
ФАБ (ОФАБ)-250 | Подвеска (до 4) | |
ФАБ (ОФАБ)-500 | Подвеска (до 4) | |
РБК-250 | Подвеска (до 4) | |
РБК-500 | Подвеска (до 4) | |
КМГУ | Подвеска (до 4) | |
ЗБ-500 | Подвеска (до 4) | |
ЗАБ-100 | Подвеска (до 4) | |
ПТБ | ПТБ-1500 | Подвеска |
ПТБ-1150 | Подвеска | |
БРЭО | Система управления вооружением СУВ-29 | |
Радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 | ||
Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 | ||
Система управления оружием СУО-29М | ||
РЛС Н019 «Рубин» | ||
Оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29 | ||
Система навигации СН-29 | ||
Комбинированная оптико-лазерная станция КОЛС «23С» | ||
Нашлемная система целеуказания «Щель-ЗУМ» | ||
Аппаратура КРУ Э502-20 «Бирюза» | ||
РЭБ | С-ма предупреждения о РЛ-облучении Л006ЛМ (СПО-15ЛМ) «Береза» | |
Система активных помех «Гардения-1ФУ» | ||
Система постановки пассивных помех 20СП (2 блока БВП-30-26 по 30 тепловых ППИ-26 или ППР-26 с дипольными отражателями). |
Варианты подвески вооружения:
Вариант | «Воздух-Воздух» | «Воздух-Земля» | ||
---|---|---|---|---|
Левый внешний | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) |
Левый средний | Р-73 | Р-60М(Р-73) | Р-27 | Б8М-1(Б-13Л) |
Левый внутренний | Р-27 | Р-60М(Р-73) | Р-27 | Б8М-1(Б-13Л) |
Правый внутренний | Р-27 | Р-60М(Р-73) | Р-27 | Б8М-1(Б-13Л) |
Правый средний | Р-73 | Р-60М(Р-73) | Р-27 | Б8М-1(Б-13Л) |
Правый внешний | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) |
Вариант | «Воздух-Земля» | |||
Левый внешний | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) |
Левый средний | (О)ФАБ-100..500 | РБК-250/500 | С-24Б | КМГУ (ЗАБ) |
Левый внутренний | (О)ФАБ-100..500 | РБК-250/500 | С-24Б | КМГУ (ЗАБ) |
Правый внутренний | (О)ФАБ-100..500 | РБК-250/500 | С-24Б | КМГУ (ЗАБ) |
Правый средний | (О)ФАБ-100..500 | РБК-250/500 | С-24Б | КМГУ (ЗАБ) |
Правый внешний | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) | Р-60М(Р-73) |
Аббревиатуры
Usage in battles
Farmer pilots will need to rely on the power of their engines above all else to come out victorious in battle. Little at top tier can match the raw power of the MiG-19S’s dual afterburning engines, which allow the pilot the safety to deal with slower aircraft at his or her own pace, as the defender slowly loses their energy.
Though the MiG-19S’s top speed is lower than some of its contemporaries, such as the F-4C Phantom II or J-7II, the Farmer instead boasts an immense thrust-to-weight ratio when the afterburner is active, allowing pilots to engage in energy-burning manoeuvres with faster opponents, who will struggle to keep up with the acceleration of the MiG-19 when recovering speed afterwards. A smart Farmer pilot will abuse this to turn seemingly untouchable faster opponents into easy prey. A reliable tactic when an enemy is on your tail is entering an upward spiral. The MiG’s monstrous Thrust-to-Weight Ratio and turn rate will leave most opponents in the dust, forcing the enemy to either disengage or bleed away energy in a futile attempt to keep up. Pilots must keep in mind that some opponents like the Mirage IIIC, J35D, and to a lesser extent MiG-21 can simply turn inside the MiG-19S and shoot you full of holes, so this strategy should be applied with discretion.
Due to the MiG-19S’s very low ammunition count, it is important for pilots to consider their shots carefully. The MiG-19S has an amazing climb rate and energy retention, even with high fuel loads, so it may often be better to save ammo, hitting the afterburner to climb away and attempt another attack run later. The Farmer excels in the late game when enemies have run out of missile armament and energy, so players should be mindful to keep an ammo reserve to capitalize on this period.
Though the MiG-19S’s selection of secondary armaments is limited, it can nonetheless use those armaments alongside the high top speed to perform hit and run attacks on valuable targets, such as Anti-Air in Combined Battles.
Radars
The MiG-19S is equipped with a SRD-1 rangefinding radar, located in the nose of the aircraft.
It will automatically detect other planes within the scanning area and display the range to the closest target. It is linked with a gyro gunsight and can help with aiming at close range.
SRD-1 — Rangefinding radar | |||
---|---|---|---|
MaximumTrackingRange | MinimumTrackingRange | Azimuth TrackingAngle | Elevation TrackingAngle |
2,000 m | 150 m | ±9° | ±9° |
Pros and cons
Pros:
- Three powerful, high velocity 30 mm cannons
- Unparalleled thrust-to-weight ratio, providing excellent acceleration and climb rate
- Amongst the fastest of all aircraft in-game
- Notably short takeoff run for a high-tier jet
- Access to a drogue chute for high-speed landings (deploys automatically below 300 km/h)
- Can perform combat manoeuvres which even modern fly-by-wire aircraft struggle with
Cons:
- No access to air-to-air missiles
- Poor ammunition count for primary armament
- No combat flaps setting, only takeoff and landing settings
- Lacklustre high-speed manoeuvrability without New boosters
- Incredibly underwhelming rudder performance at all speeds
- Highly susceptible to critical engine damage
- Unlike the PT variant, there is no radar available
Боевое применение
В целом истребителей МиГ-19 в СССР было выпущено существенно меньше, чем МиГ-15 и МиГ-17. Ими были обеспечены свыше 60 авиационных полков в составе ВВС (где довольно скоро в качестве фронтовых истребителей их вытеснили МиГи-21), а также авиации ПВО и ВМФ, расположенных в основном вблизи советских границ. В роли истребителей-перехватчиков МиГи-19 уже в 1960-е годы стали уступать место самолётам Як-25. В начале 1970-х годов около 350 оставшихся к тому времени в строю машин, в массовом порядке не стали заменять на более современные Су-15 и МиГ-25. Окончательно с вооружения МиГ-19 был снят только в 1989 году.
Впервые МиГ-19 применили против реального противника осенью 1957 года в ПВО СССР. Истребитель авиаполка вылетел с аэродрома Андижан на перехват разведчика U-2, но смог лишь наблюдать самолёт-нарушитель, который летел на 3 километра выше потолка советской машины. Несколько последующих попыток перехвата U-2 тоже оказались неудачными, а при широко известном сбитии этого самолёта 1 мая 1960 года из ЗРК С-75, под ракетный удар советской ПВО попал один из МиГ-19, пилот которого при этом погиб.
Чуть позже в том же 1960 году советские пилоты на МиГ-19 успешно принудили к посадке над территорией ГДР американский самолёт-разведчик RB-47, а другой такой же самолёт сбили в Заполярье. В 1963 году советские перехватчики сбили ещё один RB-47, а годом позже — RB-66, пытавшийся сфотографировать учения ГСВГ. Кроме того, в конце 1950-х — начале 1960-х годов на МиГ-19 вблизи воздушных границ СССР было сбито значительное количество аэростатов с разведывательной аппаратурой.
Самолёт МиГ-19 за пределами СССР принимал участие во многих региональных конфликтах. В арабо-израильской Шестидневной войне 1967 года самолёты советского производства в составе сирийских ВВС успешно проявили себя в боях не только с «Супер Мистерами», но и с более современными «Миражами III». В то же время авиация Египта действовала заметно менее успешно и к тому же потеряла множество своих самолётов прямо на аэродромах в итоге внезапного удара израильтян.
В 1970-е годы именно активные поставки из КНР обеспечили «вторую жизнь» МиГу-19. В виде своей китайской версии J-6 (F-6) эти истребители во Вьетнаме смогли достаточно эффективно действовать против американских F-4 «Фантом». Выигрывая в манёвренности, вьетнамские пилоты смогли сбить несколько «Фантомов», а их собственные потери в воздушных боях составили лишь 5-6 самолётов.
Китайский J-6
Вторым после самого Китая обладателем авиапарка J-6 стал Пакистан, применив эти истребители в ходе нескольких военных конфликтов с Индией. Примечательно, что их противниками стали индийские Су-7Б и МиГи-21. Итоги такого противостояния в официальных данных обеих сторон расходятся кардинально, но впоследствии индийцы смогли доказать сбитие двух J-6 в воздушных боях с помощью МиГ-21 и ещё одного — Су-7, пакистанцы представили доказательства трёх воздушных побед J-6 над Су-7 и ещё трёх — над своими примерными аналогами Hawker Hunter британского производства.
В ходе войны между Ираном и Ираком стороны прибегали к боевому применению соответственно J-6 и МиГ-19, для нанесения ударов по наземным целям, но прямых воздушных боёв между ними отмечено не было. Китайские J-6, поставленные в ряд стран Африки, применялись в локальных гражданских войнах и вооружённых конфликтах, в том числе в Сомали, Судане, Танзании и Уганде.
В составе ВВС самого Китая J-6 трижды сбивали тайваньские самолёты, обойдясь без потерь со своей стороны. В целом именно этот истребитель стал для ВВС НОАК по-настоящему «легендарным», прослужив в их составе почти полвека: последний из самолётов этого типа был снят с вооружения в 2010 году. На данный момент единственной страной, где он продолжает значиться в числе боевых истребителей, остаётся Северная Корея.
Смерть
Омар Брэдли умер 8 апреля 1981 года в Нью-Йорке от сердечной аритмии, всего через несколько минут после получения награды от Национального института социальных наук. Он похоронен на Арлингтонском национальном кладбище рядом с двумя женами. Личная жизнь Омара Брэдли характеризует его как верного и постоянного человека. Его первая жена скончалась от лейкемии, оставив Омару дочь Элизабет. Второй брак продлился до конца его жизни.
Генерал непрерывно служил в армии с 1 августа 1911 года до своей смерти 8 апреля 1981 года — всего 69 лет, 8 месяцев и 7 дней. Это самая продолжительная карьера в армии.
Достоинства и недостатки
МиГ-19 в сравнении со своим прямым американским аналогом, притом появившемся годом позже, — истребителем F-100 «Супер Сейбр» — обладал существенными преимуществами:
Был примерно на 3 тонны легче;
Имел на 200 км больший радиус действия;
Развивал более высокую максимальную скорость (1450 км/ч против 1215 км/ч);
Почти вдвое обгонял по скороподъёмности.
К недостаткам МиГ-19 принято относить сравнительно частые отказы бортового оборудования (особенно РЛС), но в тот период с подобными проблемами сталкивались практически все истребители «второго поколения». По сравнению с тем же «Супер Сейбром» МиГ-19 можно было приводить как образец надёжности.
ВВС Пакистана, получив в 1970-е годы более современные западные самолёты (F-104 и «Мираж III»), в конечном итоге предпочли модифицированные китайские версии МиГ-19, сохраняя их на вооружении до 2002 года. По мнению пакистанских лётчиков, «миги» обладают более высокой надёжностью своих систем, хорошей живучестью и великолепной манёвренностью на малых и средних высотах.
Основные модификации
Первый вариант МиГ-19, выпущенный партией около 50 машин, представлял собой прототип СМ-9/1, оснащавшийся вооружением из трёх 23-мм пушек НР-23. Кроме того, эти самолёты получили подкрыльевые пилоны для подвески вооружения и ПТБ.
В серийных МиГ-19С литера «С» означала наличие цельноповоротного стабилизатора вместо того же устройства с рулями высоты. Под фюзеляжем для увеличения путевой устойчивости смонтирован вертикальный гребень. Истребитель также оснащался тремя 30-мм пушками НР-30.
МиГ-19П
МиГ-19в версии перехватчика имел под крылом четыре пилона для подвески вооружения плюс два пилона для подвески ПТБ. Главным отличием перехватчика от фронтового истребителя стала РЛС (фактически радиоприцел) «Изумруд», в связи с чем длина фюзеляжа увеличена на 36 см. Вооружение — две пушки (НР-23 в первых сериях, НР-30 в поздних). Кроме того, в процессе серийного производства РЛС «Изумруд-1» со временем заменили на РЛС «Изумруд-2».
МиГ-19ПГ
Версия перехватчика, оснащаемая аппаратурой «Горизонт-1».для передачи данных и наведения с наземного командного пункта. Это оборудование позволяло использовать ракеты Р-3С класса «воздух-воздух».
МиГ-19СВ
Истребитель-перехватчик высотных целей ориентировался на перехват британских самолётов-разведчиков Canberra. Представлял собой облегчённый серийный МиГ-19С с более мощными двигателями, а также уменьшенным углом отклонения закрылков и увеличенной на 2 кв. м площадью крыла. Крыльевые пушки в этих машинах не устанавливались, но фюзеляжная в конструкции сохранялась. Строился малой серией. Для летчиков этих машин был разработан высотно-компенсирующий костюм с гермошлемом. В декабре 1956 года в ходе летных испытаний МиГ-1 9СВ им была достигнута высота 20,7 км.
МиГ-19ПМЛ
Перехватчики МиГ-19ПМ/ПМУ, оснащенные системой наведения с земли «Лазурь», иногда обозначались МиГ-19ПМЛ. На них было установлено цельноповоротное горизонтальное оперение, а также впервые именно эта модификация получила в оснащение ракеты К-5М. Пушечное вооружение отсутствовало, а вместо К-5М допускалась подвеска неуправляемых ракет разного типа и калибра.
МиГ-19 за счёт манёвренности успешно противостоял самолётам даже «третьего поколения»
ТТХ
Истребитель МиГ-19 обладал намного лучшими характеристиками по скороподъёмности, высоте, скорости и дальности полёта по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17. Боевой МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты.
Дальность, скорость, высота полёта
Практическая дальность полёта МиГ-19 составляла 1400 км. При использовании подвесных топливных баков (ПТБ) этот показатель увеличивался до 2200 км.
Максимальная развиваемая скорость МиГ-19 достигалась на высоте 10 км и составляла 1452 км/ч (1,6 Маха).
Габариты, вес, длина
Параметры | Значения |
Длина корпуса | 12,54 м |
Высота | 3,885 м |
Размах крыла | 9,0 м |
Площадь крыла | 25,16 кв.м |
Масса пустого самолёта | 5172–5447 кг |
Лётные данные
Параметры | Значения |
Взлётная скорость | 280–305 км/ч |
Длина разбега с ПТБ | 900 м |
Длина разбега на форсаже без ПТБ | 515 м |
Время набора высоты 10 км | 1,1 минуты |
Время набора высоты 15 км | 2,6 минуты |
Посадочная скорость | 235 км/ч |
Длина пробега | 890 м |
Длина пробега с парашютом | 610 м |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | +8,0 ед. |
Расход топлива
Суммарная ёмкость четырёх фюзеляжных топливных баков МиГ-19 составляет 2170 литров. Предусмотрена возможность размещения под крылом двух сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 400 л или 760 л. Обеспечиваемая продолжительность полёта составляет от 1 часа 43 минут до 2 часов 38 минут (с использованием ПТБ).
Снаряжённая масса
Нормальная взлётная масса МиГ-19 составляет 7560 кг, максимальная взлётная масса — 8832 кг.
МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты