«сорокопятка»
Содержание:
- М-42
- Дерево, камень и цвет
- Характеристики и свойства боеприпасов
- Эта версия мне кажется наименее правдоподобной.
- Характеристики двигателя М42
- ТТХ
- Процесс сборки отреставрированной пушки-сорокапятки. Видео!
- Модификации M43B19/M43TU
- Исторические факты Strv M 42
- Против немецких танков
- Описание конструкции
- Боевое применение
- Источники
- МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА
- Читайте также
- Характеристики и свойства боеприпасов
- В Сочи пройдет международная встреча по безопасности
- Страницы
- Боевое применение
- I. Тактико-Техническая Характеристика
- Конструкция
- Тактика игры на Strv M/42
- Боевое применение
М-42
Первые же сражения
Великой Отечественной показали, что дивизионная и корпусная артиллерия, эффективно поражая немецкие танки на заранее известных танкоопасных направлениях, оказалась недостаточно маневренной. Танковые колонны противника, случалось, обходили наши артиллерийские заслоны. Для успешного отражения танковых атак на широком фронте требовалось огромное количество легких и достаточно мощных противотанковых пушек. А их производство прекратилось в связи с эвакуацией завода в глубокий тыл. И когда в августе 1941 года 172-му заводу поручили наладить массовый выпуск таких орудий, конструкторы решили еще и модернизировать 45-мм пушку образца 1937 года, улучшить ее боевые качества.
45-мм противотанковая пушка М-42 образца 1942 года
45-мм |
|
Годы выпуска |
1942-1945 |
Выпущено, шт. |
10843 |
Массогабаритные |
|
Калибр, мм |
45 |
Длина ствола, |
68 |
Масса в |
625 |
Масса в |
1250 |
Углы обстрела |
|
Возвышения |
25 |
Снижения |
-8 |
Горизонтальный, ° |
60 |
Огневые возможности |
|
Макс. |
4,55 |
Скорострельность, выстр./мин |
15-20 |
«На этом пути нас ожидало множество трудностей, – вспоминал лауреат Государственной премии, профессор М. Цирульников, – ибо это, пожалуй, единственный в истории артиллерии случай, когда на лафет пушки малой мощности дважды накладывались более мощные стволы большего калибра. В процессе модернизации бронепробиваемость пушки со штатным бронебойным снарядом увеличилась более чем на 1/3, начальная скорость снаряда – с 760 до 870 м/сек. Этого удалось достичь за счет увеличения веса заряда, повышения давления пороховых газов в канале ствола и удлинения ствола
Снаряд и гильза остались без изменений, что было немаловажно в тот период. Ствол заменили новым, а в конструкцию лафета внесли необходимые изменения для его усиления
Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз. Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие».
Создавая М-42 на базе 45-мм пушки образца 1937 года, конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев разработали и ряд новых узлов: ствол-моноблок с открытым казенником, литой верхний станок, простой по конструкции гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, пружинное подрессоривание и естественное уравновешивание. Все конструкторские работы и постановка орудия на производство были выполнены точно в намеченный срок, и уже в начале 1942 года на фронт стало поступать новое 45-мм орудие. Орудие, предназначенное для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами противника. Орудие, способное уничтожать огневые средства пехоты и живую силу. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм
что давало расчёту защиту от винтовочных бронебойных пуль.
Спустя полгода из ворот 172-го завода выходило уже по семьсот 45-мм пушек каждый месяц. Орудия этого калибра в течение всего первого периода войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. В дни сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении наших истребительнопротивотанковых полков. И не случайно один из немецких генералов Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Иногда думаешь, что каждый русский пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку. Русские очень умело располагают эти средства, и, кажется, нет такого места, где бы их не было».
Американцы осматривают захваченную северокорейскую М-42, уничтожившую три танка.
Дерево, камень и цвет
Характеристики и свойства боеприпасов
- Номенклатура боеприпасов :
- бронебойный 53-Б-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240СП (сплошной)
- бронебойно-трассирующий подкалиберный 53-БР-240П
- осколочный 53-О-240 (стальной)
- осколочный 53-О-240А (сталистого чугуна)
- картечь 53-Щ-240
- дымовой 53-Д-240
- Дульная скорость снаряда, м/с : 870
- Масса снаряда, кг
- Подкалиберный бронебойный : 0.85
- Калиберный бронебойный : 1.43
- Осколочный : 2.14
- Дальность прямого выстрела, м : 950
- Бронепробиваемость гомогенной брони средней твёрдости, 75 % осколков в заброневом пространстве, мм
- Калиберным бронебойным снарядом
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- на дистанции 500 м : 61
- на дистанции 1000 м : 51
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- Подкалиберным бронебойным снарядом
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- на дистанции 350 м : 82 (Сквозная пробоина, бортовая верхняя броня корпуса и башни. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
- на дистанции 500 м : 62 (Сквозная пробоина, бортовая нижняя броня корпуса. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- Калиберным бронебойным снарядом
Эта версия мне кажется наименее правдоподобной.
Имеется более красивая версия, которая имеет множество сторонников. Согласно этой версии, после революции на военных складах скопилось большое количество бронебойных боеприпасов к 47-мм морскому орудию Гочкиса.
47-мм морское орудие Гочкиса
Сама пушка Гочкиса на тот период уже устарела и для морского боя его снаряды считались малопригодными, а вот для сухопутного орудия могущества бронебойного снаряда хватало с избытком.
47-мм выстрел для пушки Гочкиса
Поэтому с бронебойного снаряда снимался ведущий поясок и после соответствующей обработки получался 45-мм бронебойный снаряд, имевший индекс Б-240. Этими снарядами снаряжались выстрелы УБ-241М. ( Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии», 2000)
45-мм бронебойный снаряд
А почему не сделали противотанковое орудие сразу калибром 47 мм, и ничего не надо было бы переделывать?
Это объясняют тем, что из-за более высокой начальной скорости снаряда противотанковой пушки, ведущие пояски снаряда не выдерживали бы возросшей нагрузки и их, попросту, срывало бы, со всеми вытекающими последствиями.
Характеристики двигателя М42
Производство | Munich Plant |
Марка двигателя | М42 |
Годы выпуска | 1989-1996 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 81 |
Диаметр цилиндра, мм | 84 |
Степень сжатия | 10 |
Объем двигателя, куб.см | 1796 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 140/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 175/4500 |
Топливо | 95 |
Экологические нормы | Евро 2 |
Вес двигателя, кг | — |
Расход топлива, л/100 км (для 318is E36) — город — трасса — смешан. |
10.96.47.7 |
Расход масла, гр./1000 км | до 1000 |
Масло в двигатель | 0W-30 0W-40 5W-30 5W-40 10W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 5.0 |
Замена масла проводится, км | 7000-10000 |
Рабочая температура двигателя, град. | 90-95 |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике |
—300+ |
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса |
300+н.д. |
Двигатель устанавливался |
BMW 318i E30 BMW 318i E36BMW Z3 |
ТТХ
Патроны 30×165 мм в звенчатой ленте.
Пушка обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
- тип оружия: одноствольная автоматическая пушка;
- калибр: 30 мм;
- патрон: 30×165 мм;
- энергия: 150—180 кДж;
- принцип действия автоматики: газоотвод;
- длина: 3027 мм;
- длина ствола: 2400 мм (80 калибров);
- число нарезов: 16;
- шаг нарезов: 715,5 мм;
- масса полная: 115 кг;
- масса ствола: 38,5 кг;
- темп стрельбы: 550 и 200—300 мин−1;
- усилие отдачи: 40—50 кН (4000—5000 кгс);
- начальная скорость бронебойного трассирующего (БТ) снаряда: 970 м/с;
- начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) индекс «Кернер»: 1120 м/с;
- напряжение питания электроспуска и контактора от источника постоянного тока: 27 В;
- питание пушки: двухленточное;
- перезарядка: пиротехническая и ручная;
- усилие ручной перезарядки: до 400 Н (40 кгс);
- усилие ручной перезарядки с извлечением осечного патрона: до 600 Н (60 кгс);
- количество пиропатронов: 3 шт.;
- способ воспламенения заряда: ударным действием;
- управление стрельбой: дистанционное от электроспуска и механическое;
- диапазон рабочих температур: от −50 до +50 °C;
- живучесть ствола: 6000 выстрелов (до 1995), 9000 (после 1995)
- техническое рассеивание при стрельбе: 3 — 4 (0,3-0,4 миллирадиан у систем «Бушмастер II» и «Бушмастер III»)
-
эффективная дальность стрельбы:
- по живой силе — до 4000 м;
- по легкобронированной технике — до 1500 м;
- по воздушным целям — до 2000 м (с дозвуковыми скоростями и наклонной дальностью до 2500 м).
Процесс сборки отреставрированной пушки-сорокапятки. Видео!
Очень интересное видео, посвященное найденной пушке калибра 4,5 см, которую русские поисковики нашли на местах боев. Они тщательно собрали все детали, отреставрировали лафет и механизм наведения, покрасили все и заново собрали. Вот сам процесс сборки пушки после реставрации и показан на этом замечательно слайд-шоу. Именно такие пушки боролись с немецкими танками на первом этапе Великой Отечественной войны.
45-мм противотанковая пушка обр. 1937 года (сорокапятка, Индекс ГРАУ — 52-П-243-ПП-1) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. Оно использовалось на первом этапе Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было заменено в 1942 году на более мощную пушку М-42 того же калибра. Окончательно пушка обр. 1937 года была снята с производства в 1943 году; за 1942-43 гг. промышленность СССР изготовила 37354 таких орудий.
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43 мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй.
Здесь будет уместно заметить, что сейчас существует мнение о завышенности пробивной способности 45-мм пушки образца 1937 года (часто являющееся путаницей с ТТХ орудия М-42). Базой для такой точки зрения являются воспоминания участников войны. Тем не менее недостаточная пробивная способность по 50-мм лобовой броне танков Pz Kpfw III Ausf H и Pz Kpfw IV Ausf F1 не подлежит сомнению. Существует также вероятность наличия в начале войны некоторого числа некачественных 45-мм снарядов, ещё более снижавших характеристики орудия.
Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 г состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.
Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. В период войны именно за это пушку называли «Прощай, Родина», «Смерть врагу — п… расчёту» и т. д. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки обр. 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.
Модификации M43B19/M43TU
M43B19TU – самая «слабая» версия M43B с доработанным распредвалом.
Основные характеристики M43B19 | |
---|---|
Объем, см3 | 1895 |
Максимальная мощность, л.с. | 118 |
Max крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 180 (18)/3900 |
Расход, л/100 км | 6.0-11.0 |
Тип | Рядный, 4-цилиндровый |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 118 (87)/5500 |
Степень сжатия | 9.7 |
Ход поршня, мм | 83.5 |
Модели | 3-Series |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
*Номер силового агрегата расположен на площадке возле масляного щупа.
M43TUB19 – стандартная версия мотора мощностью 118 л.с.
Основные характеристики M43TUB19 | |
---|---|
Объем, см3 | 1895 |
Максимальная мощность, л.с. | 105-118 |
Max крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 165 (17)/2500 |
180 (18)/3900 | |
Расход, л/100 км | 7.9-9.3 |
Тип | Рядный, 4-цилиндровый |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 105 (77)/5300 |
118 (87)/5500 | |
Степень сжатия | 9.7 |
Ход поршня, мм | 83.5 |
Модели | 3-Series |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
*Номер силового агрегата расположен на площадке возле масляного щупа.
Исторические факты Strv M 42
Средний танк Strv M/42 был произведен в Швеции по типу его предшественника Strv m/40. Фирмой-разработчиком здесь выступила Landsverk AB. Всего в этот период было произведено 282 подобных машины , учитывая разные ее вариации. Данная модель относится к периоду Второй Мировой Войны, и в период с 1943 года по 1944 год было произведено несколько таких вариантов, которые и составили основной пласт шведского танкового парка. Чуть позже, в 57-году m42 был усовершенствован другой башней, на которой была установлена длинноствольная пушка в 75 мм. После модернизации модель приобрела и новое название — Strv 74, а просуществовала она вплоть до конца 1970-х годов.
Против немецких танков
Как писалось в книгах советского периода, например, в шеститомнике «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» (1960-1965 гг.), 45-мм пушка «могла пробивать броню боевых машин всех типов, состоявших в то время на вооружении армий буржуазных государств». Это абсолютная правда, но когда речь идёт о 1930-х годах.
После первых столкновений с немецкими танками на поле боя посыпались негативные отзывы. Оказалось, что лобовую броню средних немецких танков «сорокапятки» не пробивают. По этому вопросу было очень много дискуссий: с одной стороны, приводились многочисленные табличные данные испытаний 45-мм пушек, а с другой — реальные отчеты с фронта. Эффективность пушки при стрельбе по танкам зависит от очень многих факторов, которые все просто невозможно учесть. Например, подготовленность артиллеристов или погода. В целом же большинство авторитетных исследователей, таких как М. Свирин или А. Широкорад, сходятся в том, что увеличение калибра немецкого орудия не привело к повышению бронепробиваемости, а даже наоборот. Неслучайно сами немцы отказались от увеличения калибра.
Ещё одной серьёзной проблемой, которую никак нельзя было учесть при конструировании (тем более в Германии), стало низкое качество изготовления как орудий, так и (особенно) боеприпасов. По сведениям М. Свирина, на самом деле серийная 45-мм пушка на дальности 500 м пробивала броню толщиной 18 мм, вместо указанных в справочнике 43 мм.
Описание конструкции
37-мм опытная пушка ЧК. Вид слева 37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. представляет собой лёгкую противотанковую артиллерийскую систему с уменьшенным откатом.
Внутреннее устройство ствола и баллистика орудия взяты от 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К). Ствол орудия состоит из трубы, казённика и дульного тормоза. Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда. Нарезная часть имеет 16 нарезов постоянной крутизны с углом наклона 6°, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,45 мм, ширина нареза — 4,76 мм, ширина поля — 2,5 мм. Длина патронника — 251 мм, камора имеет объём 0,267 дм³. Мощный однокамерный дульный тормоз служит для снижения энергии отката.
Противооткатные устройства орудия, смонтированные внутри кожуха круглого сечения, построены по оригинальной схеме, представляющей собой гибрид системы двойного отката и схемы безоткатного орудия с инертной массой. При выстреле ствол орудия откатывался на 90-100 мм, а специальная деталь цилиндрической формы, выполняющая функции «инертной массы», расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходит за счёт трения и сжатия пружины накатника. Тормоз отката отсутствует. Щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм, предназначенное для защиты расчёта от пуль, мелких осколков и ударной волны близкого разрыва, крепится к кожуху. Вертикальное наведение (ВН) орудия осуществляется подъёмным механизмом, горизонтальное (ГН) — плечом наводчика.
ЧК-М1, установленная на автомобиль «Виллис»
Станок двухколёсный, с раздвижными станинами, имеющими постоянные и забивные сошники. Колёсный ход подрессорен, но предназначен исключительно для перемещения орудия на местности вручную расчётом. Буксировка орудия автомобилем не допускается по причине возможного разрушения лафета. Транспортировка орудия производится в автомобилях «Виллис» и ГАЗ-64 (по одному орудию в автомобиле), а также в автомобилях «Додж» и ГАЗ-АА (по два орудия в автомобиле). Кроме того, имеется возможность транспортировки орудия на одноконной тележке или санях, а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». При необходимости орудие разбирается на три части — станок, щитовое прикрытие и качающуюся часть. Для транспортировки боеприпасов имеется специальный двухколёсный патронный ящик.
Транспортировка орудия по воздуху может осуществляться как посадочным способом, так и парашютированием. В первом случае использовались планёры А-7, Г-11 (в каждый помещалось по одной пушке с расчётом и боеприпасами) и БДП-2 (мог транспортировать две пушки с расчётами и боеприпасами), а также самолёт Ли-2 (помещалось 2 мотоцикла, пушка и 5 человек). При парашютировании мотоцикл с пушкой размещался на внешней подвеске бомбардировщика Ил-4, расчёт и патроны десантировались с самолёта Ли-2.
Расчёт орудия состоит из четырёх человек — командира, наводчика, заряжающего и подносчика. При стрельбе расчёт занимает положение лёжа. Техническая скорострельность достигает 25-30 выстрелов в минуту, но долго вести огонь со столь интенсивным темпом орудие не может вследствие опасности выхода из строя противооткатных устройств. Время перехода из походного положения в боевое составляет 80 секунд, без перевода щита в боевое положение (в походном положении щит разворачивается на 90°) — 50 секунд.
Боевое применение
Пушка в Пароле
Трофейная 53-К 15-го казачьего корпуса СС во время Варшавского восстания, 1944
По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621 штук 45-мм орудий.
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй. Длина ствола орудия составляла 46 клб. Последующие, модернизированные, орудия калибра 45 мм имели большую длину.
Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена — в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы).
Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.
Экспонат из артиллерийского музея (Санкт-Петербург)
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5—7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 граммов состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.
Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки образца 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.
Источники
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 417. — ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 356. — ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 337. — ISBN 9781857438352.
Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — ISBN 985-433-469-4.
Это заготовка статьи об артиллерии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА
Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).
Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.
В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.
С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.
Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.
За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.
Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.
Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.
В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.
В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.
Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.
Читайте также
Характеристики и свойства боеприпасов
Боеприпасы к 45-мм пушкам 19-K и 53-K, которые использовались и в М-42
- Номенклатура боеприпасов :
- бронебойный 53-Б-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240
- бронебойно-трассирующий 53-БР-240СП (сплошной)
- бронебойно-трассирующий подкалиберный 53-БР-240П
- осколочный 53-О-240 (стальной)
- осколочный 53-О-240А (сталистого чугуна)
- картечь 53-Щ-240
- дымовой 53-Д-240
- Дульная скорость снаряда, м/с : 870
- Масса снаряда, кг
- Подкалиберный бронебойный : 0.85
- Калиберный бронебойный : 1.43
- Осколочный : 2.14
- Дальность прямого выстрела, м : 950
- Бронепробиваемость гомогенной брони средней твёрдости, 75 % осколков в заброневом пространстве, мм
- Калиберным бронебойным снарядом
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- на дистанции 500 м : 61
- на дистанции 1000 м : 51
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- Подкалиберным бронебойным снарядом
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- на дистанции 350 м : 82 (Сквозная пробоина, бортовая верхняя броня корпуса и башни. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
- на дистанции 500 м : 62 (Сквозная пробоина, бортовая нижняя броня корпуса. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)
- угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
- Калиберным бронебойным снарядом
В Сочи пройдет международная встреча по безопасности
Страницы
Боевое применение
М-42 в музее «Малая земля», Новороссийск
М-42 в Финском танковом музее, Парола
В Великой Отечественной войне
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Она была способна успешно бороться со всеми средними танками вермахта 1942 года. Однако появление в 1943 году в значительных количествах новых тяжёлых танков «Тигр», «Пантера» и модернизированного Pz Kpfw IV Ausf H с толщиной лобовой брони 80 мм вновь поставило советскую противотанковую артиллерию перед необходимостью усиления огневой мощи. Это было выполнено путём повторного принятия на вооружение 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Однако благодаря отлаженному производственному механизму по выпуску М-42, возможности борьбы с Пантерой и Pz Kpfw IV Ausf H путём стрельбы в борт и высокой мобильности этого орудия оно было оставлено в производстве и на вооружении противотанковых подразделений стрелковых частей. Аналогично поступили и англичане — разработав мощную 17-фунтовку, они сохранили в производстве по абсолютно тем же соображениям менее мощную 6-фунтовку.
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту до 60 м и в глубину до 400 м.
I. Тактико-Техническая Характеристика
Модель орудия | Калибр, мм | Длина ствола, клб | Углы наводки | Макс. дальность, м | Масса качающейся части, кг | Масса откатных частей | Норм. откат, мм | Макс. откат, мм | Заряжание | Практическая скорострельность в мин |
ТНШ | 20 | 82,4 | -5° +27° | 6800 | 68 | ? | ? | ? | автомат. | 200 |
ПТ-23ТБ | 23 | ? | -5° +27° | 9000 | ? | ? | ? | ? | автомат | свыше 300 |
ЗиС-19 | 37 | 66,7 | -5° +30° | ~10,000 | ? | 73 | ? | ? | унитарное | 8-15 |
Модернизи- рованная Гочкиса | 37 | 20 | ? | ? | 103,8 | ? | ? | ? | унитарное | 5-6 |
PS-2 | 37 | 45 | ? | ? | 100 | ? | ? | ? | унитарное | 6-8 |
20К, 20Км | 45 | 46 | -6° +22° | ~42001 | 313 | 113 | 240-270 | 278 | унитарное | 7-12 |
ВТ-42/43 | 45 | 68,6 | -5° +25°/+78° | ? | 322 | 149 | 288 | 285 | унитарное | 9-10 |
ЗиС-4 | 57 | 73 | -5° +30° | 12500 | ? | ? | 350-380 | 395 | унитарное | 6-10 |
КТ | 76,2 | 16,5 | ? | ? | 540 | ? | ? | ? | унитарное | 5 |
ПС-3 | 76,2 | 20,5 | ? | ? | 614 | ? | ? | ? | унитарное | 11-12 |
Л-10 | 76,2 | 23,7 | ? | ? | 641 | ? | ? | ? | унитарное | 12 |
Ф-32 | 76,2 | 31,5 | ? | ? | 770 | ? | ? | ? | унитарное | 8 |
Ф-34, ЗиС-5 | 76,2 | 41,6 | -5° +28° | 11200 | 1155 | 538 | 320-370 | 390 | унитарное | 4-81 |
С-54 | 76,2 | 58 | -5° +30° | ? | 1390 | ? | ? | 400 | унитарное | 3-5 |
Д-5Т, Д-5С | 85 | 51,6 | -5° +22° | 12700 | 1500 | 980 | 270-310 | 330 | унитарное | 5-82 |
ЗиС-С-53 | 85 | 54,6 | -5° +25° | 12900 | 1150 | 905 | 280-320 | 330 | унитарное | 6-10 |
ЗиС-6 | 106.7 | 48.6 | ? | ? | ? | ? | ~600 | ? | раздельно-гильзовое4 | 3-4 |
Д-10Т, Д-10С | 100 | 53,5 | -3° +18° | 16000 | 2257 | 1538 | 550 | 650 | унитарное | 4-6 |
У-11 | 121,92 | 22,7 | -2° +22° | ? | ? | ? | 590 | 680 | раздельно-гильзовое | 2-3 |
Д-25Т, Д-25С | 121,92 | 43 | -2° +20° | 14200 | 2588 | 1850 | 580 | 660 | раздельно-гильзовое | 1,2–2,5 |
С-41 | 152,4 | 27,68 | -3° +18° | ? | ~2300 | ? | 590 | 650 | раздельно-гильзовое | 1-2 |
1 Табличные данные. 2 Практическая скорострельность Т-34 была 3–5 выстрелов в минуту из-за неудачного размещения боекомплекта. 3 Скорострельность во время движения не превышала 4 выстрела в минуту, при стрельбе с места — до 10 выстрелов в минуту. Направление и услуги, с которыми работает специалист, также определяют итоговый выбор клиентом. Если специалист или сотрудники детективного агентства https://detektiv.agency отвечают всем данным критериям, можете смело обращаться к ним за помощью в решении своей проблемы. Но действительно качественных специалистов, которые смогут качественно и эффективно решить проблемы клиентов (и сделать это с минимальными временными затратами) не очень много. 4 Изначально планировалось унитарное заряжание.
Конструкция
Броневой корпус и башня
Корпус M42 выполнен из катаных броневых листов, литых и кованных деталей, соединенных между собой сваркой. В верхнем наклонном листе корпуса расположен люк с откидной крышкой для доступа в отделение управления и к боеукладке. В крыше отделения управления имеются люки для механика-водителя и командира машины.
Башня цилиндрической формы, расположена в средней части машины и открыта сверху. В передней части башни установлено щитовое прикрытие и подвижный броневой щиток.
Вооружение
Основным вооружением ЗСУ являются две 40-мм зенитные пушки M2A1, установленные во вращающейся башне. Для ведения огня из зенитной установки используется зенитный прицел M38 с коллиматором M24C и кольцевой прицел. Наведение пушек осуществляется посредством электрогидравлического привода M16A1E1 или вручную. Стрельба ведётся с помощью электроспуска, действующего от ножной педали.
В качестве вспомогательного вооружения в кормовой части машины установлен 7,62-мм пулемёт (изначально M1919A4, впоследствии их заменяли на M60).
Боекомплект составляет 480 шт. 40-мм снарядов и 1750 шт. 7,62-мм патронов.
Тактика игры на Strv M/42
Что здесь в первую очередь нужно усвоить? Танк Strv m/42 имеет высокий силуэт и хрупкую броню, поэтому вести бой на таком нужно очень осторожно. Но нужно помнить о высококлассных углах вертикальной наводки, о которых необходимо помнить постоянно, тогда и ведение боя будет достойным
По поводу позиций: здесь надо занимать все, где возможно ведение боя от башни, учитывая рельефность местности. Сам бой необходимо вести по принципу «выглянул – произвел выстрел – спрятался обратно». При уверенной стабилизации, точной пушке и неплохой динамике такая тактика будет просто идеальной. По поводу динамики: у этой модели она хоть и достойная, но все-таки не самая лучшая, плюс ко всему танк Strv m/42 не отличается своей быстротой, поэтому игроку необходимо сразу продумывать пути отступления. В силу свое медлительности танк будет очень слабо уходить от противника, поэтому лучше всего будет пропасть из виду, а потом и начать отступление, такая тактика позволить сохранить очки прочности боевой машины. В остальном же все проходит по стандарту. Танк Strv m/42 очень осторожен, поэтому у игрока есть хорошая возможность вести огонь из укрытия, но никак не при лобовом столкновении с противником. Также каждому игроку, управляющему этой шведской боевой машиной, необходимо остерегаться фугасных снарядов и стараться прикрывать борт от нанесения ударов.
Боевое применение
М-42 в музее «Малая земля», Новороссийск
М-42 в Финском танковом музее, Парола
В Великой Отечественной войне
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Она была способна успешно бороться со всеми средними танками вермахта 1942 года. Однако появление в 1943 году в значительных количествах новых тяжёлых танков «Тигр», «Пантера» и модернизированного Pz Kpfw IV Ausf H с толщиной лобовой брони 80 мм вновь поставило советскую противотанковую артиллерию перед необходимостью усиления огневой мощи. Это было выполнено путём повторного принятия на вооружение 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Однако благодаря отлаженному производственному механизму по выпуску М-42, возможности борьбы с Пантерой и Pz Kpfw IV Ausf H путём стрельбы в борт и высокой мобильности этого орудия оно было оставлено в производстве и на вооружении противотанковых подразделений стрелковых частей. Аналогично поступили и англичане — разработав мощную 17-фунтовку, они сохранили в производстве по абсолютно тем же соображениям менее мощную 6-фунтовку.
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту до 60 м и в глубину до 400 м.
В мемуарах о боевом применении пушки:
Командующий 6-й гвардейской армии генерал И. М. Чистяков писал:
« ….. маршал артиллерии Николай Николаевич Воронов как-то рассказал нам, что в 22-й армии на макушках деревьев ….. устроили огневую позицию для противотанковой пушки. И видимость была хорошая, и обстрел замечательный. Пушка подбила два или три танка противника, но потом при очередном выстреле сама свалилась с дерева со всем расчётом.»
Американские солдаты из 5-го кавалерийского полка изучают захваченную у северокорейской армии М-42