Призвание варягов

Содержание

Примечания

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

Призвание варягов. В. М. Васнецов

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.

Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку на древнерусском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.
В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня. Так слово «наряд» можно понимать и как «порядок», в смысле «благополучие», «благообразность» и даже ещё проще и ближе к современному значению — «красота».

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д. С. Лихачёв полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.

Предыстория призвания варягов

Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является дискуссионной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Основные аргументы норманистов:

— Князья носят скандинавские имена, во всяком случае, неславянские: Игорь, Олег, Свенельд, Фарлаф, Аскольд, Дир – явно германские имена;

— Варяги пришли из-за моря, Балтийского моря, т.е. из Скандинавии;

— Тактика варягов вполне соответствовала тактике норманнов, разорявших и утверждавшихся в Западной Европе;

— В скандинавских сагах много сказаний о походах на земли восточных славян;

— Имя Рёрик в разных вариация относилось к реальным норманнским вождям;

— Термин «варяг» относилось именно к норманнским воинам, служившим в качестве наёмников в византийском войске, гвардии. Распространённая версия «варангос» готское слово «союзник»;

— Маршрут «из варяг в греки» соответствовал продвижению именно скандинавов вглубь славянских земель;

— Варягами в период уже появления летописания в XI в. точно называли скандинавов, прежде всего шведов, норвежцев – Ингигерда, жена Ярослава Мудрого, Гаральд Норвежский.

— Характер варяжских погребений соответствовал скандинавскому типу: захоронения в ладьях, сломанные как у норманнов мечи, высокие курганы, в отличие от приземистых славянских;

— В захоронениях множество вещей скандинавского происхождения: фибулы, молоточки Тора, скандинавские мечи, орнамент.

Основные особенности военного искусства викингов

Викингам никогда не удалось бы достичь каких-либо побед на поле боя, если бы они были просто бандами вооруженных грабителей. Возможно, летописцы и не вполне правы, называя многочисленных северных воинов, терроризировавших Европу почти двести лет, «великой армией», но всё же приходится признать, что это была достаточно организованная сила, пусть и не имевшая никогда единого командования.

Формирование дружины

Большую часть викингов составляли так называемые «бонды»

Так в Скандинавии обозначали свободных землевладельцев, а также, что немаловажно, их детей, которым, возможно, и не доставалось собственного надела. Все они имели право на ношение оружия и участие в тингах – особых собраниях, ближайшим аналогом которых можно считать, в частности, хорошо известное новгородское вече

Самые первые набеги на Англию совершались, видимо, исключительно превратившимися в мореплавателей бондами, ярлы и тем более конунги присоединились к этому «движению» позже. Когда это случилось, на некоторых кораблях, наряду с добровольными участниками походов стали появляться и наемники, получавшие за свою помощь жалование.

Атакующие викинги

Отдельно нанимались берсерки – довольно странные люди, которые даже с точки зрения рядового викинга, привыкшего ко всякого рода жестокостям, являлись крайне опасными и полубезумными маргиналами. Воевали они не ради денег и добычи, а только для того, чтобы как можно скорее попасть в Вальгаллу и встретиться там с Одином.

Тактика боя

В большинстве случаев викинги сражались в пешем строю, похожем на древнегреческую фалангу. Называлось такое построение «стеной щитов». Берсерки, выполнявшие роль штурмового отряда, сражались чаще всего за пределами строя. Они атаковали первыми и, видимо, часто добивались успеха. Впрочем, планомерное продвижение вперед «стены щитов» позволяло смести какого угодно противника.

Злейшим врагом викингов являлась тяжелая кавалерия. Иногда ей удавалось пробить строй, и тогда поражения избежать становилось очень трудно. Сами же викинги сражались на конях редко. Такие эпизоды происходили чаще всего уже в X веке, как в Англии, так и во Франции. Лошади захватывались у противника, поскольку никаких способов их транспортировки на драккарах не существовало – в лучшем случае можно было перевезти только одного-двух коней.

Бои на море викинги вели абордажным способом – корабли соединялись и возникало единое поле сражения. Маневрирование осуществлялось при помощи весел – паруса спускали, чтобы случайные порывы ветра не помешали. При этом корабли, идя на сближение, выстраивались линиями и осуществляли интенсивный обстрел противника из луков. На коротких дистанциях в ход шли метательные копья и камни, запас которых специально создавался перед сражением.

Современное воспроизведение «стены щитов»

Чтобы защитить гребцов от всего этого, по бортам драккара устанавливались круглые щиты. Использовать их в рукопашном бою было нельзя из-за большого веса и размера, однако свою основную функцию они выполняли неплохо.

Основные виды оружия

Вооружение викингов в целом мало отличалось от «общеевропейского». Правда, сегодня уже трудно судить о его качестве. Обычный «набор» состоял из следующих элементов:

  1. Копья. Скорее всего, это было главное оружие. Сохранившиеся до наших дней копья викингов обладают довольно длинным наконечником с хорошо развитыми боковыми лезвиями. Это обозначает, что их могли применять для рубящих ударов;
  2. Мечи. Наиболее универсальный вид оружия. Средняя длина клинка — от 90 см до метра. Имеются также сведения об использовании мечей с односторонней заточкой (т.е. фактически палашей);
  3. Топоры. Именно этот вид оружия обычно находится в руках у викинга на современных изображениях. Основания для этого есть – топоров археологи обнаружили больше всего. По сравнению с мечами топоры дёшевы и к тому же позволяют наносить более концентрированный удар.

Из метательных видов оружия использовались луки и укороченные копья. Сведений о них немного, несмотря на то, что в свите некоторых конунгов имелись настоящие «снайперы», уверенно поражавшие цели на огромных дистанциях.

Защитным снаряжением могли быть кожаные доспехи различных типов, несколько реже – кольчуга, которая с годами становилась всё более длинной. Кроме того, каждый викинг непременно имел деревянный щит. Вначале форма его была круглой, а ближе к началу второго тысячелетия щиты стали миндалевидными.

Типичный боевой топор викингов – бродекс

Этническая принадлежность варягов

В. П. Верещагин. Рюрик, Синеус и Трувор. Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», 1896

Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов.

Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»). В число варягов включены свее (шведы), урмани («норманны» — норвежцы), аньгляне (англы), готе (готландцы). Все перечисленные народы принадлежат к скандинавам.

В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после которой в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является спорной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.

В российской досоветской историографии варягов чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов, пруссов, балтийских славян и др.

Византийский хронист второй половины XI века Иоанн Скилица при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии, впервые сообщает о варангах (варягах) как о кельтах: «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков». А. Г. Кузьмин в статье 1974 года, утверждал, что большая часть русских и варяжских имён имеет кельтское происхождение, а сами варяги это ославяненные кельты. Профессиональные лингвисты не разделяют эту точку зрения. Михайло Ломоносов признавал, что первые русские князья носят норманнские имена, но не считал их скандинавами по происхождению. Варягов он не считал единым народом, а указывал на то, что под этим названием скрывались очень многие племена, жившие по берегам Балтийского моря.

О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерёво, Гнёздово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.

Кто такие варяги?

Начнём с варягов Рюрика. Кто это такие, и откуда они появились в Новгородских землях, сказать иначе, Гиперборее, ведь именно варягам мы приписываем все заслуги, воспеваем и даже молимся. Вспомним, как всё произошло. Варяги вторглись на земли Гипербореи, но были разбиты и бежали вон и что мы читаем дальше? Был призван варяг Рюрик вместе со своими братьями и всей роднёй править в Новгород. Сначала варяги были изгнаны, и вдруг призваны?

Обратим внимание на то, что «Повесть временных лет» написана в 12 веке о событиях 862 года, то есть почти через 300 лет. Довольно времени для того, чтобы не только уничтожить все исторические данные о Гиперборее, но и как-то переписать историю последних столетий

И главное, совсем забыть, что 862 год от рождества Христова – это 6370 год по летоисчислению тех же Новгородцев, да и всей Гипербореи того времени, которая называлась Великая Раса.

Обращаю внимание на то, что Иудейский календарь насчитывал к тому времени 4623 г, Китайский 3499 г, Майя 3975 г. Куда исчезли целые тысячелетия истории Гипербореи, народов огромного пространства? Утверждая о дикости гипербореев, необходимо объяснить тот факт, что они знали летоисчисление

Или представить, как сидят дикие гипербореи возле костра и считают годы жизни аж тысячи и тысячи лет.

Призвание варягов: было или нет. Кто такие варяги? (фильм)

 Предлагаю посмотреть фильм, в котором идёт анализ с привлечением многих источников и как версия появления варягов в Новгородских землях.

Учтём, что все исследователи всё-таки опираются на факты, которые так же могут быть не точными и тем не менее, можно понять, если смотреть непредвзять, кто такие варяги.

Далее.

Братья варяги разделили земли Гипербореи на три части, но два брата вскоре умерли (может были убиты)? Вопрос для рассуждения.

Летопись сообщает, что после смерти братьев власть в славянских землях сосредоточилась в руках варяга Рюрика:

А ведь это не призвание варягов, а завоевание всей Гипербореи, и варяги – это завоеватели огромного пространства множества народов, под названием Гиперборея. Мы считаем Киев матерью городов русских, а ведь это стольный град тех самых варягов оккупантов – хохлов литовских, в последствии ставшими варягами. Сказать иначе, изгоев (варягов, разбойников). Хохол означало меченый, нарушивший коны жизни. Разбойников постригали на лысо, оставляли небольшой клочок волос, чтоб помнили, что они могут вернуться, пока отрастают волосы и вернуться к роду своему, для которого и был оставлен клок волос, чтобы он мог вытащить хохла в царство Рода Великого, славную Гиперборею.

И всё почему так произошло? Потому что ради дочери своей, которую украли, взяли заложницей варяги, князь Гостомысл предал Родину свою, позволил варягам править новым градом Гипербореи, что значит не просто город, а пограничная зона огромного пространства многих народов, арий, народов территории морока полей магнитных, народов Гипербореи.

Час истины — Варяги на Руси (фильм)

 Так кто такие варяги и как они появились в славянских землях? Ещё один небольшой фильм исследование о варягах.

Принято было власть выбирать не из местных элит… почему? Да просто всё, у Гипербореев не было князей, не было элиты, была община как людей, так и община народов. И эти общины строились не на именах некоторой элитной прослойки общества, а на качествах тех или иных этносов Гипербореи, на духовно-нравственных составляющих или на символических образах направлений деятельности общественных образований. Варяги жили в других реалиях жизни. Они во многом перенимали опыт западных народов, которые не знали иной жизни, как вечные завоевания и рабство.

Варяжский вопрос[править]

Начиная с XVIII века, историки спорят о том, кто же были те легендарные варяги, основавшие Русь согласно летописной версии («призвания варягов»). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников «из-за моря» (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.

Следует также отметить, что в рассказе о призвании варягов в «Повести временных лет» существует перечисление варяжских народов, в числе которых наряду с русью (предполагаемым племенем Рюрика) оказываются свеи (шведы), норманны (норвежцы), англы (датчане) и готы (готландцы): Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.

Обращает на себя внимание и перечисление тех же народов вместе с варягами в списке потомков Иафета: Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ,русь, аглянѣ…

В современной историографии наиболее часто отождествляют варягов как скандинавских «викингов», то есть варяги — славянское наименование викингов. Существуют иные версии этнической принадлежности варягов — как финнов, немцев-пруссов, балтийских славян и варяги «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья.

Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:

  • этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
  • роль варягов в развитии государственности у восточных славян;
  • значение варягов для формирования древнерусского этноса;
  • этимология этнонима «русь».

Попытки разрешения сугубо исторической проблемы часто политизировались и привязывались к национально-патриотическому вопросу. С ответом на вопрос, какой народ принёс восточным славянам правящую династию и передал своё название — славянский, балтийский или германский — оппоненты могли связывать ту или иную политическую заинтересованность исследователя. В XVIII — XIX веках «германская» версия («норманизм») полемически увязывалась с превосходством германской расы. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если не подтверждали образования Руси без участия скандинавов.

Данные по варягам довольно скупы, несмотря на частое их упоминание в источниках, что позволяет исследователям строить различные гипотезы с упором на доказательство своей точки зрения. Данная статья полно излагает известные исторические факты, связанные с варягами, без углубления в решение варяжского вопроса.

Краткая биография

Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII век

Князь Рюрик — варяг, согласно древнерусским летописям, призванный вместе со своим родом представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей, распространившую свою власть на восточнославянские племена и объединившую их в древнерусское государство со столицей в Киеве.

Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).

Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.

Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.

В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).

Семья и личная жизнь

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» княжна Ефанда. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то поздние несохранившиеся источники, рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.

Примечания

  1. Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1904. — Т. IX, Кн. 4 — С. 284—365.
  2. Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
  3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
  4. Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162
  5. , Никоновская летопись, с. 154-156.
  6. Неточный перевод. Смотрите первоисточник — Повесть временных лет
  7. , с. 148-149.
  8. Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278, 282 и 295.
  9. Шахматов А. А. «Разыскания о русских летописях» изд. «Кучково Поле». 2001. с.11.
  10. «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
  11. «Новгородская Четвёртая Летопись» М., 2000. с. 581.
  12. Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278.

Секрет происхождения варягов и Руси

Древнерусские варяги, скорее всего, не являлись славянами. Это было какое-то родственное скандинавам племя. Если опять обратиться к Повести временных лет, то там под варягами понимаются все германские народы, такие как:

  • Нореги;
  • Даны;
  • Готы;
  • Англы и так далее.

Скорее всего, варягами назывались племена, которые жили на южных и северных побережьях Варяжского (Балтийского) моря. В 11 веке византийцы называли варягами наёмников, которые служили в качестве личной гвардии императора.

По другой версии, которая тоже не подтверждена, первые варяги были названы так от того, что они почитали волка своим покровителем. Причём это название было дано им другими народами. Варг – это чудовищный волк Фенрир из скандинавской мифологии. Варгами также назывались и его сыновья – Сколь и Хати. Получается, что варяги – это дети варгов. В отличие от славянских народов, которые относились к лесному волку, как к вору, скандинавы почитали полярных волков, которые были значительно крупнее лесных.

О неславянском происхождении варягов говорят и немецкие источники 11 века, повествующие о польском походе на русские земли. Немецкие воины рассказывали летописцам, что на Руси множество людей, которые являются данами. Можно быть уверенными, что немцы точно не перепутали бы своих соплеменников данов с другими народами. Кроме того, в Швеции часто находят древние могильные камни, на которых имеется информация о военных морских путешествиях на славянские земли.

https://youtube.com/watch?v=H4OfEOk9kxo

Наиболее распространённые древние скандинавские источники и саги, которые можно сравнивать с русскими летописями о варягах, прямо указывают на то, что скандинавы часто ходили на Гардарику. Интересно то, что Гардарикой, то есть «царством городов» саги называют древнюю Русь. Это косвенно указывает на то, что большие торговые славянские города закладывались именно варягами.

Кроме того, все легенды о призвании варягов на Русь утверждают, что именно они основали государство, именуемое Русью. Первый варяг, призванный на княжение со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором, известен всем под именем Рюрика. Если сравнить это имя со скандинавскими источниками, то становится ясно, что это никто иной, как Хрёрек. Другие русские князья тоже имеют искажённые скандинавские имена:

  • Трувор – это Thorvardr;
  • Олег – Helgi;
  • Ольга – Helga;
  • Оскольд – Hoskuldr;
  • Дир – Dyri.

Предыстория призвания варягов

Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является дискуссионной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Происхождение

Наиболее вероятно, что сай произошли от парных ручных вил для переноски сена, которые рюкюсские крестьяне могли носить при себе. Однако существует мнение, что трезубец-сай существовал независимо и являлся именно оружием, а не сельхозинструментом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector