Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322
Содержание:
Описание конструкции
Модель компоновки корабля проекта 12322
Конструкция корабля включает три основных элемента: воздушную подушку, понтон (корпус) и надстройку. Отдельно выделяют и силовую установку, обеспечивающую нагнетание воздуха и движение судна. Характерная особенность данного типа судов — кормовые винты, возвышающиеся над основной частью корабля.
Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» оборудован двумя электростанциями на базе газотурбогенераторов мощностью 100 кВт. Управление судном осуществляется с командного пункта, центрального поста управления или выносных пультов централизованно, удаленно, а также с применением систем автоматизации.
Корпус корабля
В основе судна на воздушной подушке находится прямоугольный понтон, обеспечивающий прочность и непотопляемость корабля. Для этого он имеет цельносварной корпус на основе высокопрочного алюминиево-магниевого сплава с повышенной стойкостью к коррозии.
Под корпусом располагается воздушная подушка, для ее удержания задействовано гибкое ограждение. Также оно обеспечивает необходимый подъем судна над опорной поверхностью. Ограждение двухъярусное, с гибким ресивером и навесами. Благодаря этому воздушная подушка крестообразно делится на секции с поперечными и продольными килями.
Внутренние помещения
Внутренние помещения ориентированы на комфортные условия для экипажа и десанта. Для этого реализована система вентиляции, кондиционирования и отопления. Имеется тепло- и звукоизоляция, последняя особо актуальна, учитывая уровень производимого шума. Внутренние конструкции выполнены из вибродемпфирующих материалов. Предусмотрены условия для комфортного питания и и отдыха экипажа.
Надстройка
Надстройка располагается на понтоне и делится двумя переборками на три отдельных отсека. Средний предназначен для перевозки техники и оборудован соответствующими аппарелями и дорожками для танков.
Боковые отделения включают жилые, служебные и технические помещения. Здесь размещаются основные и вспомогательные энергетические установки, системы обеспечения жизнедеятельности корабля и его защиты от оружия массового поражения. Также тут располагается экипаж судна и десантные группы.
Состав серии
В период с 1970 г. по 1985 г. на ПО «Алмаз» г. (Санкт-Петербург) было построено 20 МДКВП данного типа (1 корабль проекта 1232 и 19 кораблей проекта 12321). При этом МДК-66 в результате пожара в 1973 г. получил сильные повреждения и был построен фактически заново, при этом первоначальные корпусные конструкции были разобраны на металл, а задел оборудования и механизмов использовался при постройке других кораблей серии. В настоящее время все МДКВП исключены из списков флота. Представители данной серии представлены в таблице.Цвета таблицы: Красный — Списан или утилизирован или потерян
Иллюстрация | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ПО «Алмаз» |
БФ |
||||||
КФл |
|||||||
ЧФ |
|||||||
Катера-амфибии
Судна-амфибии – это компактные судна, передвигающиеся обычно за счет воздушных винтов. Они расположены сверху корпуса. Благодаря винтовым кольцевым насадкам снижается шум от их работы, и происходит увеличение тяговой силы. Чтобы судно передвигалось быстрее, корпус амфибии облегчен. Он создан из алюминия, а рубка управления стеклопластиковая. Силовая установка обычно дизельная или бензиновая и охлаждается воздухом. Легкий корпус с мощной силовой установкой делают катер быстроходным. Яркими представителями катеров-амфибий можно считать:
- Нептун 3 с двигателем Rotax-582UL;
- Пегас 4М – модель Rotax912;
- Хивус-4 с силовой установкой ВАЗ-21213;
- Кайман оснащен двигателем Subaru. Его мощность – 260 лошадиных сил;
- Гепард, на котором установлен двигатель 3М3-53-11.
Катер “Гепард”
Десантные катера
Десантный катер приходится младшим братом боевого корабля (УДК), предназначенного для перевозки военного оборудования и выброски морского десанта. Он настолько удобный, что входит в состав основных флотов мира. Его история создания связана с тем, что в Первой Мировой Войне корабли с трудом могли подойти к необорудованным берегам для переброски личного состава и вооружения. Поэтому после войны представители флота задумались о создании специальных водных средств, которые могли бы доставлять боевой груз и солдат на берег без пристани и другого необходимого для причала средств. Так в конце 1930-хх гг английские конструкторы спроектировали боевой катер типа MLC. В дальнейшем распространение катера в другие страны изменяло его название. В Германии его называли морской десантной баржей. Британия обозначила его как механизированный десантный корабль, а в Соединенных Штатах катер получил название вспомогательного десантного судна. Сути плавающего средства это не меняло. Уже к началу Второй Мировой Войны почти все основные страны-участницы имели в своих флотах катер такого типа. Для Советского Союза проект стал возможен только в послевоенные годы.
Десантный катер типа LCM 6 (США)
Десантные возможности
Усиленный корпус, малая осадка и плоское днище у катера дают возможность сняться с мели без чьей-либо помощи. Он относительно малых размеров и достаточно мобилен. За счет характеристик он может без затруднения подходить к самому берегу на мелководье или заплывать в труднодоступные места побережья, например, скрытые пляжи или бухты. Это позволяет высадить группы морского десанта и вооружение, не выдавая своего местоположения.
Мобильные суда могут перевозить 1-2 танка или до 7 бронированных машин. Или же на борту помещается до 200 вооруженных солдат морской пехоты.
Дополнительное оборудование
В зависимости от того где и как вы будете эксплуатировать cуднo, вам нужно сразу позаботится о приобретении дополнительного необходимого оборудования. За счет невероятной проходимости кaтepа, его обладатели не раз застревали в настолько труднодоступных местах, что возвратиться они могли потом только с помощью вертолета или другого СВП. Рация, спутниковый телефон или другое средство связи обязательно должно быть при вас, если речь идет о дальних поездках в места, где редко ступает нога человека.
Отправляясь в путь помните о моменте, который летчики называют «точкой не возврата», когда топливные баки опустели ровно на половину. Но во время путешествия от переполняющих эмоций обладатели кaтepа на вoздушнoй пoдушкe часто забываются и нередко попадают в неприятные ситуации. Заранее подумайте о дополнительном аварийном запасе топлива.
Ни одна продажа кaтepа на вoздушнoй пoдушкe не обходится без тщательного подбора запасных расходных частей и простого, но такого незаменимого в экстренной ситуации, дополнительного оборудования.
Советские и Российские военные катера на подводных крыльях
У Военно-Морского Флота СССР, насчитывалось порядка 80 катеров с подводными крыльями. Различали следующие виды:
- Малые противолодочные корабли. По технической составляющей катер состоял из двигателя с двумя турбинами, мощностью по 20 тыс. л. с., среднего бортового руля, подруливающей установки, размещавшееся в носовой части корабля и две поворотные колонки, располагающиеся на корме. Основными плюсами являлись большая скорость и радиостанция, работавшая на тысячи километров. Весил корабль 475 тонн и был 49 метров в длину и 10 метров в ширину. Скорость хода состояла 47 узлов, при автономности до 7 дней. Корабли имели на вооружении два или четыре трубных торпедных аппарата, боекомплект составлял 8 ракет.
- Катера проекта 133 «Антарес». Любой катер из данной серии имел такие технические характеристики как водоизмещение равное 221 тонн, длину в 40 метров и ширину 8 метров. Максимально развивающаяся скорость составляла 60 узлов, при дальности хода 410 миль. Силовые установки состояли из двух газотурбинных двигателей серии М-70, мощностью 10 тыс. л. с. каждая. В состав вооружения входила 76-мм артиллерийский комплекс с боезапасом 152 снаряда и 30-мм зенитная установка с боезапасом также в 152 снаряда. Кроме этого на большей части судов имелись 6 глубинных бомб класса ББ-1 и гранатомёт МРГ-1 и один бомбосбрасыватель. Считалось большим преимуществом то что корабль был способен развить скорость до 40 узлов при пяти-бальном шторме.
В свое время все развитые страны сумели принять участие в строительстве катеров на подводных крыльях, однако советские суда считаются самыми лучшими. Во времена СССР было построены порядка 1300 штук кораблей на подводных крыльях. Основными недостатками судов считались, низкая экономичность топлива и невозможность подхода к необорудованному берегу.
В 1990 году был выведен из строя последний катер на подводных крыльях. За всю историю того корабля им управляло 4 капитана – В. М. Долгих и Э.В. Ванюхин -капитаны третьего ранга, В. Е. Кузьмичев и Н.А. Гончаров – капитан-лейтенант. В дальнейшем он был передан в ОФИ для разоружения и разделан на металл.
Десантный корабль «Зубр»
Советская военная мысль развивалась в сторону увеличения габаритов и технических параметров уже существующего успешного образца. Новая задача, поставленная перед «Алмазом», состояла в создании судна, способного высадить на побережье противника ещё больше боевой техники и живой силы. Причём термин «побережье» здесь весьма условен – получившийся «Зубр» (проект 12322) из-за впечатляющих габаритов и мощности силовой установки является куда более вездеходным средством и может перемещаться по суше, игнорируя окопы, траншеи и минные поля.
Но вернёмся к истоку. Разработка началась в 1978 году под предводительством того же ведущего конструктора. Однако штат людей, работающих над продолжением серии МДКВП увеличился. Помимо Л. В. Озимова, уже известного нам, в разработке отметились Ю. М. Мохов, Ю. П. Семёнов и Г. Д. Коронатов.
Головное судно было, по сути, опытным образцом под номером МДК-95 и сошло с верфи в 1986 году. Испытания заняли продолжительный срок, но к 1988 г. проект признан успешным и принят в состав ВМФ СССР.
Вид с одной из палуб
Особенности конструкции
По аналогии с серийными «Джейранами», корпус изготовлен цельносварным из сплава алюминия и магния. Основная часть судна, как гарант прочности и непотопляемости, является прямоугольным понтоном. Надстройка на нём продольно делится на три части: средняя предназначена для транспортировки техники и оборудована танковыми дорожками и аппарелями. Боковые же включают в себя энергоустановки, помещения для личного состава, жилые отсеки, системы для обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения.
Интересен факт, что МДКВП проекта 12322 несёт на себе две электростанции суммарной мощностью 400 киловатт, включающих в себя по два газотурбогенератора и главный распределительный щит. Используются также и средства автоматизации управления: можно контролировать технические процессы из главного командного пункта, центрального поста управления или с использованием выносных пультов.
Отсек для техники, в зависимости от ситуации, может вмещать:
- 3 танка;
- 10 БТР с экипажем и десантом;
- 8 БМП;
- 8 лёгких плавающих танков;
- 78 морских мин.
Жилые помещения для переправляемых людей рассчитаны на 140 человек, в случае необходимости возможно переоборудование технического отсека для полноценного проживания ещё 366 десантников.
Остальные данные вынесены в таблицу:
Водоизмещение | 555 тонн |
Максимальная грузоподъёмность | 150 тонн |
Длина | 57,3 м |
Ширина | 25,6 м |
Высота | 21,9 м |
Двигатели | Установка М35, состоящая из пяти газотурбинных двигателей, мощностью в 10000 лошадиных сил каждый |
Максимальная скорость хода | 60 узлов или 111 км/ч |
Максимальная дальность плавания | 300 морских миль или 555,6 км |
Автономность плавания | 5 суток |
Экипаж | 27-31 человек |
Артиллерия | 2 установки А-22 «Огонь» с неуправляемыми ракетными снарядами калибра 140,3 мм |
Зенитная артиллерия | 2 30-мм установки АК-630 с системой управления стрельбой МР-123-02 |
Дополнительное вооружение | 8 переносных ЗРК «Игла» или «Stinger» (в судах, находящихся на службе у других стран) |
Несмотря на все выдающиеся параметры, «Зубр» обладает рядом минусов, среди которых:
- Огромная стоимость обслуживания двигателей. Необходимые турбины производит только ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект», расположенный на территории Украины. Приобретение только одного двигателя из пяти обходится примерно в миллион долларов;
- По понятным причинам защищённость корпуса является сомнительной, но конкретного примера не имеется из-за того, что эти суда не участвовали в боестолкновениях.
А вот «Зубр» в полном масштабе
Но даже если нам и не суждено увидеть их «в деле», согласитесь, масштаб советской военной мысли впечатляет.
Принцип действия воздушной подушки
Подушка образуется в результате аккумуляции сжатого воздуха под дном корабля. Он поднимает катер над водой и сушей. Благодаря подаваемому воздуху снижается сила трения. Это позволяет аппарату беспрепятственно двигаться над поверхностями.
Существует несколько видов воздушной подушки:
- Вид, при котором воздушные потоки, собирающийся за счет воздушного винта, свободно обволакивает дно вокруг корабля. Сильные потоки воздуха заставляют выше парить катер.
- Скеговые катера оснащены узкими корпусами – скегами. Они экономят воздух. Такое судно может плыть исключительно над водой.
- Катера с сопловым видом передвигаются за счет аккумуляции воздуха из специальных сопел. Подушка ограждается струями воды, образующимися в соплах.
Также подушки разделяются по способу образования:
- Статическое устройство образуется с помощью внешнего вентилятора;
- Динамическая воздушная подушка – продукт повышенного давления в днище, которое образуется при движении катера над поверхностью.
Технические возможности
Технические характеристики катера достаточно обширные. Такие лодки подойдут и для активного отдыха, и для исследовательских экспедиций, и для участия в военных действиях.
- Высокая скорость при небольшом расходе топлива. При крейсерской скорости около 60 км/час расход топлива 20 литров.
- Катер может передвигаться практически по любой поверхности: вода, песок, болото, снег и даже по траве и асфальту.
- Средняя грузоподъёмность пассажирского катера составляет 1-1,5 тонны.
- Катера могут функционировать в любое время года и в любых погодных условиях, даже во время ледохода.
Десантный катер “Кальмар”
При таких характеристиках все же катер имеет ограничения использования. Во-первых, это судно не может преодолевать твердые преграды свыше 35 сантиметров. Например, столкновение с корягой или бревном будет стоить судоходному аппарату понижением давления в днище или повреждением гибкого ограждения судна. Во-вторых, катер не выдерживает высоких волн. Это затрудняет движение и даже может его потопить. В-третьих, проходимость по густым и высоким зарослям также может вызвать трудности передвижения.
Родина слонов
Потратив всего пару минут на поиски в интернете, можно подумать, что Россия — это страна судов на воздушной подушке. В окрестностях Нижнего Новгорода обосновалось около десятка компаний, пригревшихся в лучах славы легендарного КБ Алексеева, которые предлагают широчайший выбор СВП самых разных размеров, мощностей и назначений. Каталожные картинки пестрят эффектными машинами с обтекаемыми корпусами, футуристичными окнами-колпаками и красноречиво размазанным фоном позади: скорость бешеная! Кажется, что уж если с автомобилями не сложилось, то по СВП мы точно впереди планеты всей.
Справа в рубке управления сидит бортинженер. На экране бортового компьютера он видит все числовые параметры работы машины: давление в скегах, обороты двигателей, напряжение в бортовых сетях. Панель тумблеров позволяет ему управлять всем электрооборудованием большого пассажирского СВП.
На деле картина оказывается не столь радужной. Машины на фото не случайно отличаются эффектным экстерьером: все они изготавливаются исключительно на заказ, под конкретных клиентов. Срок исполнения такого заказа достигает 18 месяцев. Ни о массовом производстве, ни даже о более-менее регулярных заказах пока что и речи быть не может. А раз в полтора года можно и летающую тарелку произвести. В итоге ни один из заводов не согласился показать нам свое детище. Они и рады бы, да машин нет, ни одной.
Радушный прием нам оказала нижегородская компания «Логопром». Она занимается удивительным бизнесом — регулярными пассажирскими перевозками на СВП. Основной маршрут — переправа между Нижним Новгородом и Бором, всего 2 км с одного берега Волги на другой. Борский мост знаменит своими чудовищными пробками, поэтому каждый день СВП «Логопрома» перевозят тысячи пассажиров, живущих в Бору и работающих в Нижнем. Пять девятиместных «Хивусов-10», футуристичный «Марс-500» и два исполинских «Хивуса-48» служат людям почти круглый год, двигаясь по воде и по льду, с легкостью выходя на песчаный берег и не требуя специального причала. Перерыв в работе машинам позволяется только в короткий период становления льда, когда на Волге образуются крупные торосы. Обломки льдин высотой до 2 м, намертво вмерзшие в поверхность реки, могут повредить гибкое ограждение (юбку) СВП.
Воздушная подушка «Хивуса-48» нагнетается четырьмя импеллерами, по два на каждый двигатель. Центральный скег и поперечная переборка разделяют пространство под днищем на четыре части. Передняя и задняя части подушки нагнетаются отдельными парами импеллеров. Это придает судну дополнительную стабильность по дифференту.
«Хивус-48″ на сегодняшний день — крупнейшее в России пассажирское судно на воздушной подушке и одно из самых больших в мире. Нижегородское предприятие «Аэроход» построило всего три такие машины. Две из них остались в Нижнем Новгороде, а третья отправилась в Якутию. Судно приводится в действие двумя 420-сильными автомобильными дизелями Mercedes, вмещает 48 пассажиров и может развивать скорость 70 км/ч, а на ровном льду — все 90. На воде «Хивус» обгоняет скоростные теплоходы на подводных крыльях — «Ракету» и «Метеор».
Вооружение
ПУ ЗРК А-22 «Огонь»
А-22 «Огонь»
Выстрелы к А-22 «Огонь»
140-мм реактивная система залпового огня – огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП “Сплав” (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.
Наведение – оптический прицел “Шелонь-14” (дальномерно-визирное устройство – ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.
Пусковая установка – МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.
Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм
Угол наведения по вертикали – от -10 до +65 град Угол наведения по горизонтали – сектор 320 град Масса ПУ – 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом Масса комплекса: – без/с боезапасом – 2000 кг/2600 кг
ТТХ артиллерийской части: Калибр снаряда – 140 мм Калибр ствола ПУ – 140,3 мм
Дальность действия – 800-4500 м Скорость снаряда на срезе ствола – 27-40 м/с Скорость снаряда в конце активного участка – 400 м/с Скорость носителя максимальная при стрельбе – до 30 узлов Время реакции комплекса – 8 с Волнение моря при стрельбе – до 3 баллов Температура эксплуатации – от -40 до +50 град.С
30мм автоматические установки типа АК-630
АК-630
АК-630 устройство
30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Огневые характеристики:
Калибр: 30 мм Патрон: 30×165 мм Длина ствола: 54 калибра Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин
Длина очереди:
6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с 6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с Масса патрона: 0,83 кг Начальная скорость снаряда: 1030 м/с Дальность стрельбы: 4000 м
Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек
Другие характеристики:
Масса: 3800 кг
Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное Боевой расчёт: 1 чел. Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)
Ракетный комплекс «Игла»
«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.
Средства связи, обнаружения и управления
Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной аппаратурой.
Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин. На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран- 6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.
Десант
Десантный отсек
Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.
В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.
Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.