Международный терроризм-глобальная проблема современности

Содержание:

Содержание

Виды.[править | править код]

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

  1. Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич и др.);
  2. Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

  1. Националистический — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
  2. Религиозный — может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (суниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;
  3. Идеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.
  4. Бытовой терроризм — преследует цель цель дистабилизации семьи, захвата, переспределения между семьями. Этот вид терроризма ещё называют семейным. Примером бытового терроризма служат систематические воздействия одного члена семьи на другого с помощью скандалов, упреков, и симуляция болезненного состояния. Как правило, бытовой терроризм подпитывается в семьях путем психологической обработки младших членов, более старшими. Цель — получение дополнительных финансовых и иных благ, завладение собственностью, моральное подавление одной семьи другой. В большинстве случаев жертва бытового терроризма идет на уступки террористам, происходит перераспределение собственности и распад семьи. Как правило семьи, которые распадались от бытового терроризма были созданы, именно для атаки на собственность жертвы. Законодательство большинства развитых стран приравнивает данный вид терроризма к коллективному, поэтому на сегодняшний день в развитых странах он почти не встречается.

Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.

Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, некоторые исследователи и журналисты говорят о:

  • терроризме оппозиционеров по отношению к власти и терроризме самих властей, государственном терроризме, терроризме как направлении государственной политики;
  • терроризме индивидуальном, при котором адресатами терактов являются конкретные лица в силу личных действий или принадлежности к определённой группе или организации (русские цари и государственные сановники; Анвар Садат, Индира Ганди — и терроризме массовом, или слепом, в отношении случайных людей (взрывы в Оклахоме, Москве, Волгодонске);
  • уголовном терроризме.

Особые формыправить | править код

  • Террор — применение силы или угроза её применения сильнейшей стороной по отношению к слабейшей (обычный терроризм — наоборот). Примеры: практика массовых публичных казней палачами революционного правительства Франции в 1792 году; «красный террор», «белый террор», сталинские репрессии.
  • Левый терроризм — вырос из тираноборства, но под влиянием леворадикальных взглядов образ тирана стал коллективным и начал ассоциироваться вначале с классом буржуазии, а затем — с широкими массами населения западных стран, которые «наживаются» за счёт стран «третьего мира». Левые террористы рассматривают теракты как форму классовой борьбы. Один из теоретиков левого терроризма Карлос Маригелла считал терроризм («психологическую войну») составной частью городской партизанской войны.

Наука для всех простыми словами

Syllabus — What you will learn from this course

Ссылки

Информационная война

Терроризм использует широкий спектр методов и действий по атаке на сознание граждан. Современные информационные каналы используются для пропаганды, вербовки, обучения сторонников. Среди используемых им методов:

  • распространение видеоинформации с казнями, направленное на запугивание или на создание героического ореола вокруг собственной деятельности;
  • принятие на себя ответственности за многочисленные террористические акты;
  • работа с широкими слоями населения в преимущественно мусульманских регионах, использование для этого инфраструктуры конфессии;
  • широкое использование социальных сетей;
  • индивидуальная работа со значимыми персонами.

Развитие системы коммуникаций сделало возможным самый широкий охват масс. Борьба с информационной угрозой должна стать не менее системной.

Борьба с пропагандой терроризма должна развиваться в общих рамках безопасности страны. В более ранней редакции Доктрины, утвержденной в 2000 году, отмечалось, что информационная безопасность сегодня для многих стран имеет больший приоритет, чем ядерная безопасность.

Одним из примеров использования информационного оружия можно признать случай, произошедший в 1999 году, когда несколько российских граждан разослали в посольства крупнейших стран мира письма от имени сотрудников ФСБ, которые выражали недовольство положением России в мире и угрожали самовольным пуском ракет. Это деяние было квалифицировано как сообщение о заведомо ложном акте терроризма. При этом негативные политические последствия для страны при совершении этого акта трудно переоценить, особенно в последний год нахождения у власти президента Б. Ельцина. При этом использование в письмах информации, полученной путем хищения, говорит о том, что массивы важнейших сведений Вооруженных сил Российской Федерации не были на тот момент должным образом защищены.

Мерами борьбы с такими атаками должны стать:

  • регулирование информационного пространства, определение мер допустимой информации, возможность получения информации о пользователях сетей. На сегодняшний день большинство социальных сетей предоставляют необходимые для предупреждения угроз сведения о пользователях. Большинство конфликтов, как, например, возникший вокруг Телеграмма, исчерпаны;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с регулированием информационного пространства, а также с уголовно-правовым регулированием деяний криминального характера, расширение понятия пособничества. Кроме того, в российском правовом поле присутствует уголовно-правовая дефиниция «призывы к террористической деятельности», при этом в большинстве видеообращений мировых и региональных лидеров призывов как таковых не содержится. Есть просьбы, которые не могут быть квалифицированы как преступление;
  • защита информационных баз, представляющих потенциальный интерес для террористов, с использованием современных технических средств борьбы с хищением сведений, в том числе DLP-систем и SIEM-систем;
  • разработка и распространение конкурирующей идеологии, базирующейся на национальных ценностях России, ее народов, создание прочной основы для межконфессионального диалога.

Рыцарь новая стратегия

Week 1

Структура

Для борьбы с терроризмом мало одного ИИ

Проблему терроризма нельзя решить с помощью одного только искусственного интеллекта. Именно поэтому Facebook наняла 4500 модераторов, которые помогают обнаруживать в соцсети нежелательный контент. К концу года компания планирует увеличить штат этого отдела до 7500 человек. Таким образом, количество сотрудников Facebook существенно возрастет — по состоянию на 31 марта этого года в компании уже работает 18700 человек. Правда, всего поиском связанного с терроризмом контента занимается только 150 сотрудников текущей команды.

«Не всегда понятно, выражает ли тот или иной контент поддержку терроризма или нет, а наши алгоритмы пока работают не так хорошо, как люди, — заявила компания. — Например, фотография вооруженного человека с флагом ИГИЛ (запрещенная в России организация) может быть опубликована в пропагандистских целях, а может быть просто иллюстрацией к новости».

Основатель Facebook Марк Цукерберг. Фото: Justin Sullivan/Getty Images

В пятницу издание The Guardian сообщило, что более тысячи модераторов Facebook оказались в опасности после того как в системе произошел баг, и пользователи, подозреваемые в терроризме, получили доступ к их персональным данным.

Из-за ссылки на личные страницы модераторов появились в истории активности некоторых групп Facebook, чьи администраторы были забанены соцсети из-за нарушения пользовательского соглашения.

Похожие статьи

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Интересный факт

Примечания

  1. Возжеников А. В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. — М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2005. — С. 504. — 56 с. — ISBN 9785772901588.
  2. Куликов А. Современный международный терроризм — ответные меры // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 39. — ISBN 9789659127702.
  3. Ганор Б. Предисловие // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 7-9. — ISBN 9789659127702.
  4. ↑ .
  5. Шольц Р. Терроризм в контексте международного права // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 49. — ISBN 9789659127702.
  6. Поправка к «Конвенции о физической защите ядерного материала», Протокол 2005 года к «Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства», Протокол 2005 года к «Протоколу по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе»
  7. , с. 22.

Главнокомандующие[ | ]

Главнокомандующие и командующие (до 1990 года — начальники войск) внутренними войсками НКВД СССР (1941—1946), МВД СССР (1946—1947, 1953—1960, 1968—1991), МГБ СССР (1947—1953), МООП СССР (1966—1968), МВД СССР (1966-1991):

  1. генерал-майор Гульев Александр Иванович (1941—1942)
  2. генерал-майор Шередега Иван Самсонович (1942—1944)
  3. генерал-полковник Аполлонов Аркадий Николаевич (1944—1946)
  4. генерал-лейтенант Бурмак Пётр Васильевич (1946—1953)
  5. генерал-лейтенант Филиппов Тарас Филиппович (1953—1954)
  6. генерал-лейтенант Сироткин Александр Савельевич (1954—1956)
  7. генерал-лейтенант Строкач Тимофей Амвросиевич (1956—1957)
  8. генерал-лейтенант Донсков Семён Иванович (1957—1960)
  9. генерал-лейтенант Алейников Геннадий Ионович (1960—1961)
  10. генерал-лейтенант Пильщук Николай Иванович (1961—1968)
  11. генерал-полковник, с 1980 генерал армии Яковлев Иван Кириллович (1968—1986)
  12. генерал-полковник Шаталин Юрий Васильевич (1986—1991)
  13. генерал-полковник Саввин Василий Нестерович (1991—1992)

Борьба против международного терроризма

См. также: Война против терроризма

Международное сообщество осознаёт опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются:

  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);
  • Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977)
  • Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);
  • Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (1991 год);
  • Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);
  • Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999).

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма». Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне.

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил «Контртеррористический комитет» — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом. Кроме «Контртеррористического комитета» Совет Безопасности учредил также «Комитет по Аль-Каиде», «Комитет по Талибану» и «Комитет 1540». Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия.

В докладе Генеральному секретарю ООН от 1 декабря 2004 года «Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала, чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам, совершившим военные преступления или преступления против человечности. Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма. Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года.

Всего с 1963 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В 2005 году в три из этих документов были внесены изменения, касающиеся непосредственно отражения террористической угрозы.

8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий.

По мнению многих специалистов, одними мерами, направленными против террористов, эту проблему решить невозможно, поскольку она порождается такими причинами как глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира, а также протестом против глобализации. Другие полагают, что ликвидация поддержки со стороны государств-спонсоров терроризма может существенно подорвать возможности террористических организаций.

Расчеты радиотехнических войск ЗВО передислоцируются в Астраханскую область для участия в конкурсе «Воздушные рубежи-2021»

Более 300 тыс. военнослужащих участвовали в плановых контрольных проверках ВС России

Военные операции США против аль-Каиды

Солдат 10-й горной дивизии США в Нуристане, 2007 год.

После террористических актов 11 сентября 2001 года власти США объявили о том, что объявляют войну против международных террористических организаций. Врагом номер один была объявлена «аль-Каида», организовавшая теракты на территории США. Президент США Джордж Буш потребовал от движения «Талибан», контролировавшего большую часть Афганистана, немедленно выдать американскому правосудию скрывавшихся на территории этой страны главу «аль-Каиды» Усаму бин Ладена и других руководителей этой организации. 21 сентября талибы ответили отказом, заявив, что США не предоставили достаточно веских доказательств причастности этой организации к атакам в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Война в Афганистане

Основная статья: Война в Афганистане (2001—2014)

После отказа талибов выдать Усаму бин Ладена и других руководителей «аль-Каиды» американскому правосудию, властями США было принято решение о проведении военной операции на территории этой страны с целью ликвидации структур «аль-Каиды» и «Талибана». Была сформирована многонациональная коалиция, главенствующую роль в которой занимали США и 7 октября 2001 года была начата вооружённая операция против режима талибов на территории Афганистана. Уже до конца 2001 года силами международной коалиции режим талибов был свергнут практически на всей территории Афганистана. Однако, затем «Талибан» перешёл к тактике партизанской и террористической борьбы против сил международной коалиции и нового афганского правительства. Это привело к тому, что противостояние с талибами превратилось в затянувший на многие годы вооружённый конфликт, который продолжается до сих пор.

Вооружённый конфликт в Вазиристане

Основная статья: Хронология конфликта в Вазиристане

Пуштунские кланы, в значительной степени контролирующие Вазаристан, имеют давние непростые отношения с центральным правительством Пакистана. При этом в Вазаристане имели сильное влияние «аль-Каида» и «Талибан», причём часть пакистанской политической элиты оказывала им поддержку. В ходе войны в Афганистане правительство Пакистана приняло решение выступить на стороне международной коалиции против «Талибана» и «аль-Каиды». В свою очередь, после поражения талибов в Афганистане в ходе военных действий 2001 года, Вазаристан стал для них по сути тыловой базой. Поэтому силы международной коалиции, возглавляемой США, и силовые пакистанские структуры в течение многих лет проводят операции в Вазаристане с целью уничтожения террористических организаций.

Операция «Несокрушимая свобода» на Филиппинах

Основная статья: Операция «Несокрушимая свобода» — Филиппины

В рамках противостояния международным террористическим организациям руководство США объявило об оказании помощи филиппинским властям в их продолжавшемся уже многие десятилетия конфликте против исламских и коммунистических организаций. На территории Филиппин была развёрнута группировка американских войск, которая в координации с силовыми структурами Филиппин принимала участие в боевых действиях против объявленных террористическими группировок.

Операция «Несокрушимая свобода» на востоке Африки и в Йемене

Основная статья: Операция «Несокрушимая свобода» — Африканский рог

Действие данной операции разворачивалось главным образом на территории Сомали и Йемена, а также в Кении, Судане и ряде других стран. Противниками коалиции, возглавляемой США, здесь были структуры «аль-Каиды» и «Союз исламских судов». Вооружённый конфликт представлял собой череду небольших операций вооружённых сил и спецслужб американской коалиции, направленных на уничтожение террористической сети, ликвидацию лидеров и наиболее опасных членов террористической организации.

Операция «Несокрушимая свобода» в Западной Сахаре

Основная статья: Операция «Несокрушимая свобода» — Западная Сахара

После террористических актов 11 сентября 2001 года многие африканские террористические организации исламистского толка во многих странах северной Африки присягнули на верность «аль-Каиде».

Иракская война (2003 — 2011)

Основная статья: Иракская война

Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН, после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве. На протяжении 1990-х годов процесс ликвидации оружия массового поражения периодически сталкивался с трудностями, связанными с нежеланием иракских властей сотрудничать со Специальной комиссией. 5 февраля 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения (позднее Пауэлл признался, что обнародованные им данные были во многом неточными, а иногда и сфальсифицированными). Вторжение США и их союзников началось 20 марта 2003 года, 9 апреля американские войска заняли столицу Ирака город Багдад. 22 июля в перестрелке с солдатами 101-й воздушно-десантной дивизии в Мосуле погибли сыновья Саддама Хусейна — Удей и Кусей. 13 декабря в районе Тикрита военнослужащими 4-й пехотной дивизии был арестован сам Саддам Хусейн.

30 января 2005 года в обстановке усиленных мер безопасности в Ираке прошли первые за полвека многопартийные парламентские выборы. Победу на них одержал шиитский Объединённый Иракский Альянс, набравший 48 % голосов. В апреле было сформировано Переходное правительство, задачей которого являлась подготовка новой конституции страны.

Многочисленные иракские повстанческие группировки продолжили вооружённую борьбу против центрального иракского правительства и разгорелся конфликт между различными религиозными группами. Ежемесячно в результате терактов погибало более 1000 граждан страны.

15 декабря 2011 года США спустили флаг Вооруженных сил над Багдадом, символически завершив военную кампанию в Ираке, которая длилась почти 9 лет, передав полномочия по обеспечению безопасности местным структурам. Хотя последние военнослужащие коалиции были выведены в декабре 2011 года, на территории Ирака остались сотрудники частных военных и охранных компаний (по состоянию на март 2013 года — 5500 человек).

СёрчИнформ

Перспективы модернизации ВВС

Главный штаб космической обороны заявил, что воздушно космические силы в ближайшие годы году будут доукомплектованы более чем сотней единиц новой авиатехники в основном военного предназначения. Это заявление прозвучало после авиакосмического салона МАКС-2017. По словам главнокомандующего ВКС генерала Бондарева, задачи обновления авиапарка решаются ускоренными темпами, и к 2020 году году планируется довести боеспособность авиации ВКС до 95 процентов.

На вопросы получат ли ВКС усиленное финансирование и каков общий курс госпрограммы вооружения до 2025 года, генерал ответил, что средств на оборудование и выполнение задач ВКС будет более чем достаточно. Прозвучала также фраза, что к 2025 году 80-90 процентов боевой авиации будут составлять новейшие модели техники.

ВОЗМОЖНОСТИ

См. также

Военная операция против «Исламского государства»

Основная статья: Военная операция против «Исламского государства»

Быстрые территориальные завоевания в Ираке и Сирии в течение первой половины 2014 года, в совокупности с осуждёнными международным сообществом жестокостью и нарушением прав человека, а также боязнь дальнейших неожиданных последствий гражданской войны в Сирии вынудили многие страны начать военные действия против ИГИЛ. C лета 2014 года США отправляли в регион инструкторов, которые не принимали непосредственное участие в боевых действиях, а начиная с августа страны коалиции начали масштабную воздушную кампанию.

1 февраля 2015 года премьер-министр Ирака заявил, что война с «Исламским государством» фактически является «Третьей мировой войной», так как «ИГ» заявляет о своих планах распространить войну за пределы Леванта и создать «Всемирный халифат».

30 сентября 2015 года, по просьбе сирийского правительства, Российская Федерация вступила в гражданскую войну в Сирии, начав военную операцию в этой стране.

К июлю 2017 года от сил джихадистов отбили крупнейший контролируемый ими город, Мосул. В октябре 2017 года Демократические силы Сирии, костяк которых составляли курдские Отряды народной самообороны, завершили битву за Эр-Ракку взятием столицы ИГИЛ. 6 декабря 2017 года Россия заявила о разгроме ИГИЛ в Сирии; 9 декабря 2017 года премьер-министр Ирака сообщил о полном освобождении страны от ИГИЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector