53 фз о воинской обязанности и военной службе
Содержание:
- Финансы, модернизация, наука
- О повестке, вручении повестки в военкомат по закону
- Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
- Воинский учет
- Обязанности граждан
- Закон о службе срочников в горячих точках, за границей, в Сирии
- Общие положения
- Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
Финансы, модернизация, наука
Американцы не жалеют денег на свою армию. Ни одна страна в мире даже близко не приблизилась к суммам военных расходов, которые позволяет себе Белый дом. В таблице (данные на 2014 г.) можно увидеть, насколько велик этот разрыв (данные приведены в долларах США).
1 | США | 526 800 000 000 |
2 | Китай | 114 200 000 000 |
3 | Россия | 71 200 780 000 |
4 | Великобритания | 58 985 000 000 |
5 | Франция | 58 244 330 000 |
И это только официальные цифры. Кроме утвержденного бюджета, есть еще масса различных организаций – и частных, и государственных, которые косвенно и прямо финансируют различные военные разработки и проекты. Поэтому общая сумма, вкладываемая в армию, значительно выше публикуемых данных.
Огромные средства инвестируются в модернизацию и военно-научные исследования. Десятки мощных НИИ работают исключительно на ВС США. Существует множество небольших, закрытых лабораторий, решающих какие-то отдельные задачи, поставленные перед ними ВПК страны. Причем у американцев очень хорошо отлажена технология привлечения лучших умов планеты в свои научные программы. Тут в ход идут любые аргументы, главный из которых, конечно, деньги. И надо признать, что наниматели, как правило, добиваются своей цели.
О повестке, вручении повестки в военкомат по закону
Законодательство говорит о призывниках, и вносит обязанность получать повестку под расписку из рук сотрудников военкомата или органов муниципальной власти. Вручение повестки проходит по месту регистрации (постоянного проживания) призывника, по месту учебы или на работе.
В повестке изложено, какие правовые последствия наступят для гражданина в случае игнорирования приглашения, а также обозначаются ключевые законодательные требования к призывнику. Госдума в настоящий момент рассматривает возможность отправлять повестки заказным письмом. Обновленный проект закона вступит в силу уже в 2019 году, если принятие одобрит Президент.
Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
1. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору граждан, отбираемых для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется также указанными войсками и органами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, также по направлениям войск национальной гвардии Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Воинский учет
Воинской учет на территории РФ регламентирован статьями 8-10 Закона о воинской обязанности и военной службе. Воинский учет осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами. Граждане РФ обязаны состоять на воинском учете, за исключением:
- граждан освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона;
- граждан, проходящих военную службу;
- отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- граждан женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- граждан, постоянно проживающих за пределами РФ.
Порядок воинского учета граждан определяется Законом о воинской обязанности и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ. Первоначальная постановка на учет граждан мужского пола выполняется в период с 01 января по 31 марта в год достижения гражданином возраста 17 лет. Постановка на учет граждан женского пола осуществляется районным или городским военкоматом после приобретения данными лицами военно-учетной специальности.
При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и городских округов вправе:
- запрашивать информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета, у граждан и организаций;
- вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать о повестках военных комиссариатов;
- определять порядок оповещения граждан о вызовах военных комиссаров;
- формировать порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
- запрашивать у военных комиссаров разъяснение по вопросам первичного учета;
- вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.
Важно! На граждан, поставленных на воинский учет, возлагаются определенные обязательства, в том числе являться по вызову военкома по вопросам воинского учета, сообщать в органы, ведущие воинский учет, об изменении своего места жительства, семейного положения, места работы и должности
Обязанности граждан
В соответствии с изменениями в статье №8 ФЗ №53 от 28.03.1998, которые привнес ФЗ №8 от 06.02.2019, граждане, обязанные состоять на воинском учете, должны:
- состоять на воинском учете в военном комиссариате, согласно статье №10 ФЗ №53 от 28.03.1998;
- офицеры запаса разведки и ФСБ должны состоять на учете в соответствующих структурах;
- явиться в комиссариат или в орган местного самоуправления, который осуществляет воинский учет, по повестке в назначенные день и время;
- явиться в комиссариат в течение двух недель в случаях, если гражданин уволился в запас, освободился из мест лишения свободы, получил военно-учетную специальность (актуально для женщин), получил гражданство РФ (актуально для тех, кто подлежит воинскому учету);
- сообщать в комиссариат в течение двух недель об изменениях в месте работы или учебы, семейном положении;
- явиться за постановкой на учет или его редакцией в комиссариат в течение двух недель при смене места жительства, в том числе без регистрации по новому месту жительства;
- аккуратно хранить военный билет и персональную электронную карту;
- при утрате военного билета или персональной электронной карты в течение двух недель обратиться в комиссариат за заменой;
- подлежащие призыву во время периода призыва, выезжая с постоянного места жительства более, чем на три месяца, должны сообщать об этом в комиссариат.
Закон о службе срочников в горячих точках, за границей, в Сирии
С 9 января 2018 года вступили в силу последние поправки в ФЗ-53 (ст.38 и 51), согласно которым солдат-срочников могут отправлять на прохождение службы в горячие точки, за границу и в Сирию. Данное правило будет использовано в случае неблагоприятной ситуации для Российского государства, если имеется соответствующий приказ главнокомандующего.
Пока что участвовать в боевых операциях в горячих точках могут только те призывники, которые приняли решение заключить краткосрочные контракты. Они бывают продолжительностью от 1 до 12 месяцев. О продлении сроков пока речь не идет, на более длительные поездки могут рассчитывать только контрактники.
Общие положения
Федеральный закон N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации РФ в марте 1998 года.
Предметом регулирования настоящего закона являются вопросы, связанные с воинской обязанностью, реализацией гражданами России их конституционного долга по защите Родины, а также с порядком поступления на военную службу и прохождения ее иностранными гражданами.
Структурно закон представлен девятью разделами, содержащими 65 статей. Рассмотрим краткое содержание, отметив основные тезисы данного нормативно-правового акта:
- Общие положения содержат информацию о правовой основе воинской обязанности и военной службы, обязанностях военнослужащих, должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами своего долга по защите Отечества и соответствующих мероприятиях, о медицинском освидетельствовании и обследовании при поступлении (т.н. «медкомиссии»), материальном обеспечении граждан, которые служат по контракту или поступили в мобилизационный людской резерв;
- Воинский учет: организация, первоначальная постановка на учет и связанные с ним обязанности граждан;
- Подготовка гражданина к службе: обязательная, добровольная, получение начальных знаний в сфере обороны, подготовка по военным основам в учреждениях среднего и средне-специального образования, а также в учебных пунктах, военно-патриотическое воспитание, подготовка по профильным специальностям, занятия по военно-прикладным видам спорта, обучение несовершеннолетних по дополнительным предпрофессиональным программам, на военных кафедрах;
- Призыв: указан перечень граждан, подлежащих призыву, освобождение от призыва и от исполнения воинской обязанности, отсрочка, сроки призыва, состав призывной комиссии, ее обязанности и порядок работы, обязанности граждан, подлежащих призыву;
- Поступление на службу по контракту: представлено понятие контракта, требования к лицам (в том числе иностранцам), прибывающим на службу по контракту, обучение в военных профессиональных образовательных организациях (военных училищах и академиях), заключение с учащимися контракта, испытание при поступлении для служащих по контракту;
- Военная служба: описаны особенности прохождения службы, исполнения обязанностей, сроки (для поступивших по срочному призыву и по контракту), форма одежды, знаки отличия, присяга, должности и порядок назначения, перевод военнослужащих, составы и воинские звания, их присвоение и лишение, предельный возраст пребывания на службе;
- Увольнение: основания и порядок осуществления обозначенного действия;
- Запас Вооруженных Сил РФ, ФСБ и Службы внешней разведки РФ: зачисление в запас, состав, военные сборы и освобождение от таковых, порядок их проведения, присвоение воинских званий гражданам, находящимся в запасе;
- Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов: граждане, находящиеся в резерве, заключение соответствующего контракта, срок и порядок его заключения, аттестация резервиста, квалификационный экзамен, обязанности и ответственность лица в связи с пребыванием в резерве, а также основания для исключения из обозначенного списка лиц. Также полезная информация содержится в ФЗ №324. Подробности тут:;
- Заключительные положения: особенности правового регулирования сферы исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан РФ, о воинских званиях, не предусмотренных настоящим законом и др.
В 2017 году изменения в настоящий закон вносились многократно. Самые последние правки датируются 27 декабря прошлого года. Рассмотрим подробнее.
Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
1.1. Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А — годен к военной службе;
Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к военной службе;
Г — временно не годен к военной службе;
Д — не годен к военной службе.
3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
5. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
6. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.