Дедовщина в российской армии: можно ли побороть неуставные отношения
Содержание:
- ВВЕДЕНИЕ
- Содержание
- Скачать Шареман бесплатно последнюю версию
- Язык дедовщины
- Ритуалы
- Позитивное или негативное социальное явление
- Взбунтовавшиеся
- Ритуалы
- Возвращение
- Язык дедовщины
- Гибель Гагарина
- Дедовщина в частях российской армии
- Panther II в игре
- Особенности техники
- Патроны 40 SW
- Что делать при дедовщине в армии
- Ритуалы
- Про дедовщину в армии царских времен
- Дедовщина за рубежом
- Примечания
- Возвращение
- Язык дедовщины
- Когда возникла
- Существует ли дедовщина в современной армии?
- Что никогда не сделает «правильный» «дед»
ВВЕДЕНИЕ
Содержание
Скачать Шареман бесплатно последнюю версию
Язык дедовщины
Дедовщина в армии — это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:
— военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;
— военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;
— военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;
— военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;
— военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;
— военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».
Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.
Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он — никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.
«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.
Ритуалы
Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть — одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.
На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».
В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.
Позитивное или негативное социальное явление
Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.
В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.
С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.
С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.
Взбунтовавшиеся
Понятно, что если над человеком долго и изощренно издеваться, он может потерять человеческий облик.
Так, в феврале 1987 года рядовой Артурас (Артур) Сакалаускас из табельного оружия, похищенного у начальства, расстрелял несколько человек. Эти несколько человек, кажется, сделали все, чтобы вызвать к себе неуправляемую ненависть солдата: лили ему на голову горячий суп, подмешивали в еду соль и песок – по полстакана, окунали в унитаз головой (в процессе порвали ухо), подолгу не давали спать, пытались изнасиловать. Остается только спрашивать себя – а сколько солдат переносили то же самое молча?
Ритуалы
Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть — одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.
На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».
В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.
Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.
Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.
И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.
Возвращение
Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.
По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех — на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.
Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено.
Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.
Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.
Язык дедовщины
Дедовщина в армии — это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:
— военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;
— военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;
— военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;
— военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;
— военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;
— военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».
Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.
Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он — никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.
«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.
Гибель Гагарина
27 марта 1968 г. во время планового полета Юрий Гагарин вместе с инструктором Владимиром Серегиным погиб. Впоследствии тела летчиков были кремированы, а их урны с прахом захоронены в Кремлевской стене.
Следствие выдвигало несколько версий авиакатастрофы. Многие эксперты склонялись к тому, что экипаж потерпел аварию в результате совершения резкого маневра в условиях сложной метеорологической обстановки.
При этом следует заметить, что в крови пилотов не было выявлено каких-либо посторонних веществ.
Вскоре начали появляться разные конспирологические версии. Согласно этим слухам, Юрия Гагарина намерено убили спецслужбы, посадив его на неисправный самолет.
Было немало и тех, кто утверждал, что космонавт остался жив, а авиакатастрофа является не более чем хорошо спланированной постановкой.
Не так давно были рассекречены некоторые документы, касающиеся гибели Гагарина и Серегина.
В 2013 г. космонавт Алексей Леонов поделился с журналистами ранее засекреченной информацией. Не делая никаких утверждений, он рассказал, что по непонятным причинам рядом с самолетом летчиков внезапно оказался военный истребитель, летевший на сверхзвуковой скорости.
Он вогнал воздушным потоком МиГ-15УТИ в спираль, для выхода из которой у пилотов не хватило времени
Однако к этим словам следует относиться осторожно, так как они не подтверждаются какими-либо достоверными фактами
Статуя Юрия Гагарина в городе Хьюстон (США)
Так или иначе, но биография Юрия Гагарина и его вклад в развитие космической науки навсегда вошли в историю, как пример для подражания.
Его обаятельная улыбка стала символом целой космической эпохи, и остается таковой до сих пор.
Рекомендуем посмотреть подборку фото Юрия Гагарина в хорошем качестве.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Дедовщина в частях российской армии
Не прекратились известные случаи в современной независимой России. Напротив, они даже усилились, но благодаря новым веяниям практически обо всех неуставных взаимоотношениях становилось известно широкой общественности.
Каждый новый год добавлял численность военнослужащих, которые серьезно пострадали от дедовщины. Например, в середине 1990-х согласно статистическим данным, в числе пострадавших было до одной тысячи военнослужащих, в основном солдат срочной службы. Однако уже к началу XXI столетия число таких происшествий возросло до полутора раз, а соответственно произошло и увеличение численности самоубийств, а также смертельных случаев.
Не такие уже и редкие случаи дедовщины в Высших военно-учебных заведениях. Хотя курсанты разных возрастов, но одного курса проживают на территории одной казармы, но более слабые и курсанты первого курса часто подвергаются гонениям со стороны более сильных товарищей, а также старшекурсников.
Panther II в игре
Особенности техники
Патроны 40 SW
Что делать при дедовщине в армии
Чтобы не стать жертвой, рассказывая о последствиях армейской дедовщины, нужно в первую очередь самим молодым солдатам разделять для себя границы неуставных отношений с бывалыми служаками, не путать, с дедовщиной.
На самом деле, нарушение устава зачастую нередко провоцируется недавно призванными ребятами, которые неправильно понимают помощь старших в обучении. Жизненные советы, разъяснения вопросов бытия, порой воспринимается в штыки, а как известно агрессия, нежелание подчиняться, казалось бы равному себе, нередко провоцирует взрыв эмоций. В этом случае недалеко до рукоприкладства.
Дедовщина всегда имела место быть и будет, ведь кто, как не те, кто уже «здесь» освоился сумеет правильно рассказать, донести молодому солдату, по каким правилам идет армейская жизнь. Ненужно воспринимать агрессивно помощь «деда», совсем нельзя путать подобное вмешательство с теми «наездами» на гражданке, которые имеют место быть среди молодежи.
Однако, когда речь действительно идет о явных нарушениях устава, серьезных преувеличениях дозволенного старослужащим солдатом, самое место защитить себя, но в рамках устава. Чтобы обезопасить себя впредь от агрессии среди «дедов», при получении удара в лицо, избиении и прочих психических выпадов, со стороны бывалых служак, нужно всего лишь написать соответствующий рапорт. Виновник, либо группа лиц будет непременно наказана. Подобные инциденты решаются армейским судом, нарушителям в таком случае грозит дисбат – дисциплинарный батальон. Наказание исчисляется довольно-таки длительным периодом от года до двух лет.
Ритуалы
Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть — одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.
На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».
В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.
Про дедовщину в армии царских времен
Уставщина или воинский быт согласно уставу — это полная противоположность дедовщине, в которой иерархическая лестница выстраивается по старшинству.
Некоторые бывалые солдаты называют уставщину родоначальницей дедовщины, потому что солдатам таким образом объясняли их обязанности, а о правах советовали забыть до некоторой поры. Однако к телесным наказаниям в таких случаях обычно не прибегали. Основным наказанием считались усиленная строевая подготовка, многочисленные тренинги типа подъема-отбоя, а также сбор по тревоге и марш-броски или исполнение хозработ.
О дедовщине(уставщине) было известно еще во времена Царской России. Некоторые специалисты даже полагают, что сам термин «дед» пришел из того времени, когда в Российской Империи солдаты служили 25 лет, а демобилизовались в основном уже седыми дедами. Истоки неуставных взаимоотношений многие относят именно к царской армии. Тогда солдаты были совершенно бесправными, ведь они были крепостными. Вследствие этого за побои и даже смертоубийства солдат никто из командиров-дворян не нес никакой ответственности.
Дедовщина за рубежом
Многие также интересуются, есть ли сейчас в зарубежных государствах в армии дедовщина. Неуставные отношения присутствуют не только в российской армии. Они есть и в других странах мира. Воинская служба в любом государстве имеет собственные отличия.
Германия
Военное командование этой страны относится к своим служащим особенно трепетно. Поведение военнослужащих лиц строго контролируется на законодательном уровне.
Все без исключения военнослужащие, независимо от звания и срока службы, не вправе относиться друг к другу неуважительно, тем более применять физическую силу с целью наказания.
Скандинавские страны
В этих государствах попасть служить в армию – большая честь. Здесь стать солдатом может даже не каждый желающий. Среди кандидатов на воинскую службу проводится достаточно тщательный отбор.
Сербия
Здесь у старослужащих есть свои привилегии. Им выделяется больше времени для прогулок, чем новобранцам, разрешается смотреть телевизор и позднее осуществлять отбой.
При возникновении между служащими какого-либо конфликта, они выясняют между собой отношения только вдвоем. Остальные могут исключительно наблюдать за происходящим событием, но обязаны не допустить печального исхода. При этом в Сербии возможны конфликты не только внутри одного подразделения, но и между разными родами войск.
Примечания
Возвращение
Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.
По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех — на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.
Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено.
Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.
Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.
Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема существовала ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не уходила, а была всегда и везде.
Язык дедовщины
Дедовщина в армии — это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:
— военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;
— военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;
— военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;
— военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;
— военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;
— военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».
Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.
Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он — никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.
«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.
Когда возникла
Следующий парадокс возникает при попытке определения времени, когда появилась дедовщина в армии. По рассказам реальных свидетелей еще до 50-х годов о таком понятии даже речь не заводилась. Зарождение иерархии пришлось на период оттепели, когда были амнистированы многие заключенные, для которых предусматривалась воинская обязанность.
И в этом вопросе не обошлось без вездесущего «НО». Некоторые документы, в том числе и художественные произведения, указывают на своеобразное отношение старослужащих к новобранцам еще в царские времена. И это неудивительно, так как воинская повинность исчислялась десятками лет, поэтому опытные служивые не могла не претендовать на определенные поблажки со всеми вытекающими.
Существует ли дедовщина в современной армии?
Сегодня часто спрашивают, есть ли сейчас среди солдат дедовщина в российской армии. Да, в 2021 году она также присутствует, но необходимо от нее отделить такое понятие, как неуставные взаимоотношения солдат срочной службы. Данное явление в армии уже практически искоренили.
На сегодняшний день уже больше 10-ти лет молодые парни призываются на срочную службу всего на 12 месяцев. Поэтому, как таковых старожил и новобранцев просто нет. Конечно же, о полном отсутствии дедовщины говорить нельзя, т.к. в любом мужском коллективе может в любой момент вспыхнуть конфликт интересов. А, как правило, подобные ситуации часто заканчиваются дракой.
Попадают в армию и парни, желающие показать новоприбывшим, кто в казарме главный. Такие действия сопровождаются оскорблениями и физическим насилием, но они не имеют ничего общего с дедовщиной. Это уже преступление против личности, наказуемое законом. За подобные деяния виновников могут привлекать, как к административной, так и уголовной ответственности.
Так есть ли дедовщина в рядах солдат российской армии в 2021 году? Логичнее всего спросить об этом недавних дембелей. Отзывы молодых парней, которые призывались на срочную службу в прошлом году, говорят о том, что в войсковых частях неуставные взаимоотношения между молодыми и старшими солдатами отсутствуют. Командиры усиленно контролируют свой личный состав и следят за порядком в доверенных им подразделениях.
Чтобы не стать жертвой старших товарищей новобранец должен четко различать границы дедовщины и неуставных отношений. Молодые бойцы сами достаточно часто нарушают воинский Устав. Например, негативно относятся к попыткам старших военнослужащих объяснить им основы армейской службы. Этим они сами же и провоцируют конфликты, которые из скандала переходят в драку между сослуживцами.
Если же со стороны одного военнослужащего к другому были применены неуставные взаимоотношения, о данном факте сразу необходимо сообщать непосредственному командиру в форме рапорта. Это поможет своевременно предупредить возможные преступные действия со стороны нарушителей воинского порядка. В подобных ситуациях с виновными разбирается военный суд, решением которого нарушитель может быть отправлен в дисциплинарный батальон на срок до 2-х лет.
Что никогда не сделает «правильный» «дед»
«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы – это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа – не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным – «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места – они каптерщики, хлеборезы.
В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность – паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствовать о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, – сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года – на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка – «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).
«Парадка» – выходной китель – безукоризненно выглаженная и новая (чаще – «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать – от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) – ушитые. Сапоги – яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа – спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б – «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).
«Подшива» (подворотничок) – никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец – это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».
Манера одеваться: шапка (фуражка) – на затылке, верхняя пуговица на кителе – расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги – гармошкой. Ремень – висит на… (на причиндалах, скажем так).
«Правильный» «дед» не гоняет «духов» – это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить – еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.
Реклама от Google