Булава

Оценка испытаний

Булава на подводной лодке

Российские создатели нередко критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за довольно большой процент неудачных испытаний. Но по воззрению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

При проведении летных испытаний комплекса Булава (так как это закрытая тема, о конструктивных особенностях я гласить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было нереально — кто бы что ни гласил о способности такового прогнозирования. Для того чтоб осознать, о каких величинах исходя из убеждений количественных оценок речь идет, могу сказать, что действия, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными толиками секунды, при всем этом действия имеют полностью случайный нрав.

И, когда мы по той инфы, которую нам удалось выловить при анализе телеметрических данных при запуске Булавы, в наземных критериях воспроизводили происшедшее в полете, чтоб осознать природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это еще раз свидетельствует, как, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — как она тяжело предсказуема исходя из убеждений способности проигрывания в наземных критериях.

Критическая «Булава»

23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Первый испытательный пуск ракеты (из надводного положения) был осуществлен 27 сентября 2005 года и признан «частично удачным». Следующий запуск (первый из подводного положения) — 21 декабря 2005-го — был успешным. После этого министр обороны РФ Сергей Иванов пообещал принять ракету на вооружение к концу 2007 года. Однако следующие шесть пусков в 2006–2008 годах сопровождали различные технические проблемы, и принятие ракеты на вооружение откладывалось.

Особенностью их являлось то, что причины аварий каждый раз были разными. Что указывало не на недостатки конструкции, а на недоработки сборщиков ракеты на Воткинском заводе в Удмуртии и на некачественные комплектующие, которые приходили с 600 предприятий смежников, и низкий контроль за их соответствием техническому регламенту

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

В то время многие СМИ начали критически отзываться о «Булаве». По мнению Литовкина, особенно старались те, «у кого был отнят заказ на свою ракету для проекта 955». «Они делали вид, что не помнят, что при создании их собственной ракеты Р-39 для крейсера 941-го проекта больше половины первых 17 испытательных пусков тоже были неудачными», — говорит эксперт.

АПЛ «Юрий Долгорукий»

 Пресс-служба Северного флота

Тем не менее «Булава» доказала свою работоспособность и эффективность. С 2011 года испытательные пуски проводились с головной субмарины проекта 09550 — атомного подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий». В рамках программы совместных госиспытаний пуски выполнили в августе и октябре, а 28 декабря 2011-го был осуществлен залп двумя ракетами.

СПЕЦПРОЕКТ

Четыре поколения российских субмарин: от «Дельфина» до стратегических «Бореев» в спецпроекте ТАСС

10 января 2013 года одновременно с подъемом военно-морского флага на «Юрии Долгоруком» ракета Р-30 была принята на вооружение. При этом летно-конструкторские испытания «Булавы» продолжались еще несколько лет: после неудачного пуска 6 сентября 2013-го был назначен дополнительный цикл испытательных запусков. Всего с 27 сентября 2005-го по 23 мая 2018-го произвели 27 пусков, из них 15 признаны успешными, остальные — частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступеней.

Немного об особенностях комплекса

Как уже было отмечено несколько выше, межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» является уникальной в своем роде. В первую очередь это обусловлено тем, что в условиях боевых действия ракета способна выдерживать огонь лазерного оружия. Примечательно то, что наклонный старт позволяет выполнять запуск на «ходу», то есть во время движения атомной подводной лодки. Это увеличит маневренность комплекса в целом. Кстати, нельзя не отметить, что после серии неудачных испытаний Соломонов ушел с поста гендиректора МИТ, но в это же время остался генконструктором комплекса. А сейчас давайте поговорим о том, на каких объектах будет использоваться межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

Главный калибр

Официальные тактико-технические характеристики «Булавы» в открытой печати не публиковались. Но известно, что стартовая масса ракеты — около 36,8 т, забрасываемый вес — 1150 кг, длина в пусковом контейнере — 12,1 м, диаметр — 2 м. По данным СМИ, максимальная дальность — до 10 000 км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять от 120 до 350 м.

Высокая точность попадания боеголовок и скорость подлета к цели, которую иногда называют гиперзвуковой, позволяют ракете преодолевать любую систему ПРО, как существующую, так и перспективную.

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

СПЕЦПРОЕКТ

«Булава» — основное оружие подлодок класса «Борей». Они могут запустить ее из-под толщи арктического льда. Субмаринам старых проектов типа «Кальмар» и «Дельфин» для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

«Бореи» могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря «старому» проекту лодки с ракетным комплексом «Барк». На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

И хотя дальность полета ракеты не очень большая (до 10 000 км), она позволяет ей вместе с подводным ракетным крейсером проекта 955 решить все поставленные перед ней задачи и делает удар «Булавы» неотразимым. 

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Владимир Мономах»

 Лев Федосеев/ТАСС

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «БОРЕЯ»

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится «легкий» корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина — 13,5 м, осадка — 10 м. Надводное водоизмещение подлодки — 14 720 т, подводное — 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения — до 400 м; надводная скорость — 15 узлов, подводная — до 29 узлов. Автономность плавания — 90 суток, экипаж — 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В — 190 МВт.

ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Он создает реактивную тягу благодаря выталкиваемой струе воды и, в отличие от классического винта, создает существенно меньше шумов. Им оснащены британские субмарины типа Trafalgar и американские Seawolf. В СССР экспериментальная водометная насадка впервые была установлена на дизель-электрической подводной лодке Б-871 «Алроса», построенной в 1988–1990 годах.

Всего планируется построить шесть «Бореев-А», которые будут нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах. С завершением этой серии в боевом составе ВМФ будут находиться 14 новых стратегических АПЛ: 11 — класса «Борей-А» и три — класса «Борей»источник ТАСС в «оборонке»

Сейчас в стадии строительства находятся пять подлодок типа «Борей-А». Последний корабль этой серии, «Князь Пожарский», был заложен в декабре 2016 года. В этом году ожидается, что в состав ВМФ войдет головной подводный стратегический ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Владимир». Испытания субмарины проходят на Северном флоте.

Подготовил Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

Морская составляющая триады

«Бореями» с «Булавой» Минобороны сейчас активно вооружает Северный и Тихоокеанский флоты. Один крейсер несет 16 ракет. Именно эти подводные ракетоносцы в ближайшей перспективе составят основу группировки Стратегических ядерных сил ВМФ России. До 2020 года флот должен получить восемь лодок этого проекта, к строительству стратегических субмарин пятого поколения планируется приступить после 2025 года.

Головной подводный корабль проекта 955 — «Юрий Долгорукий» (принят в состав ВМФ России 10 января 2013 года) действует в боевом составе Северного флота, второй крейсер серии — «Александр Невский» и третий — «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. РПКСН «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский» еще строятся.

Советский оборонно-промышленный комплекс исторически отставал от США в части разработки твердотопливных баллистических ракет, преимущественно занимаясь носителями на жидком топливе. На вооружении сейчас стоит «старший брат» «Булавы» — жидкостная трехступенчатая «Синева», разработанная Центром Макеева под стратегические подводные крейсеры третьего поколения проекта 667БДРМ «Дельфин». И хотя эти корабли уступают более современным «Бореям» в скрытности и других характеристиках, они исправно несут боевое дежурство вместе с еще более заслуженными «Кальмарами» проекта 667БДР, вооруженными жидкостными двухступенчатыми МБР Р-29Р.

История сотворения

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМС Рф Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического орудия «Барк». В итоге Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех русских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, кроме Р-31) и передал разработку новейшей морской стратегической ракеты Булава Столичному институту теплотехники.

В качестве аргументов в пользу такового решения именовалось рвение к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на непонятные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта сотворения ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1994 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и сначало проектировавшейся под «Барк».

Создание ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже выполняются ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высочайшей степени унифицированы.

Видео: Короткий документальный фильм Удар Булавы

После удачных испытаний Булавы 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве более отработанных узлов и деталей ракеты.

Тесты

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он заходит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного мотора прогремел взрыв.

Воткинский завод, который производ ракеты Булава на Гуголе карте. Адрес их сайта vzavod.ru, там же контакты.

Видео:20-ый Пуск Булавы

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941Разум (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён удачный «бросковый» запуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки способности её использования с подводных лодок. В прессе этот пуск Булавы принято считать первым по счету, хотя был произведен только пуск массогабаритного макета ракеты.

  1. 1-ый (2-ой) испытательный пуск Булавы был удачно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по столичному времени. Ракета, запущенная из акватории Белоснежного моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, приблизительно за 14 минут преодолела более 5,5 тыщ км, после этого боевые блоки ракеты удачно поразили созданные для их цели на полигоне.
  2. 2-ой (3-ий) испытательный пуск Булавы был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по столичному времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Запуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета удачно поразила цель.
  3. 3-ий (четвёртый) испытательный запуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года завершился неудачей. Запуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пропархав после старта пару минут, ракета Булава свалилась в море.
  4. Четвёртый (5-ый) испытательный запуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также завершился безуспешно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белоснежное море.
  5. 5-ый (6-ой) испытательный запуск ракеты Булава был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь завершился безуспешно. Отказ мотора третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минутке полёта.
  6. 6-ой (седьмой) испытательный запуск состоялся 28 июня 2007 года. Пуск произведён в Белоснежном море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и закончился отчасти успешно — 3-я боеголовка Булавы не достигнула цели.
  7. Седьмой (восьмой) запуск состоялся 11 ноября 2007 года — он стал пятым попорядку плохим пуском «Булавы». Официальная информация о пуске отсутствует. Для окончания испытаний может потребоваться ещё 10..14 запусков.
  8. Восьмой запуск. 18 сентября 2008 года русский подводный ракетный крейсер стратегического предназначения в 18:45 МСК в четверг выполнил запуск ракеты «Булава» из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигнули цели в районе боевого поля полигона Кура. «В истинное время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты Булава, но уже на данный момент можно заключить, что запуск и полет ракеты прошел в штатном режиме», — произнес представитель Минобороны РФ. (часть инфы с веб-сайта interfax.ru) Согласно последней инфы, этот запуск тоже признан плохим, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Министерстве обороны РФ. По данным собеседника издания, до завершающего шага тесты проходили удачно. «Активный участок линии движения ракета прошла без сбоев, попала в данный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сказал он газете. Таким макаром, как объяснил он, в боевых критериях боеголовки ракеты Булава не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». Комментария главкома ВМФ Рф Игоря Дыгало в связи с поступившей информацией изданию получить не удалось.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на собственной базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941Разум применяемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

Проверка надёжности и демонстрация силы

Также по теме

Ядерный патруль: в РВСН проходят учения с использованием новейших комплексов «Ярс»

В Ракетных войсках стратегического назначения завершаются крупные учения, в которых принимают участие 30 частей и подразделений….

С учётом первого броскового испытания весогабаритного макета в 2004 году ВМФ в общей сложности произвели 32 пуска «Булавы». Первый залповый пуск состоялся 23 декабря 2011 года с крейсера «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря. Боевые блоки двух МБР успешно достигли целей на полигоне Кура.

14 ноября 2015 года с крейсера «Владимир Мономах», находившегося в акватории Белого моря, впервые были запущены две «Булавы». По информации Минобороны, залповая стрельба подтвердила надёжность функционирования автоматики «Булавы» при использовании штатного боекомплекта.

27 сентября 2016 года с «Юрия Долгорукого» была произведена «экспериментальная залповая стрельба» двумя МБР. По мнению Корнева, залп из четырёх ракет от 22 мая 2018 года потребовался, чтобы испытать надёжность системы обеспечения пуска, которая установлена на «Бореях», а также проверить показатель точности «Булавы» при залповой стрельбе. 

Как пояснил эксперт, вылет МБР приводит к потере веса крейсера. Таким образом, подлодка с каждым пуском смещается. Непроизвольные изменения положения атомохода могут привести к сбою программы полёта и в итоге негативно повлиять на точность.

«Это очень важная часть проверки аппаратуры. При старте «Булава» должна знать своё географическое положение, учитывать глубину и скорость движения подлодки. Если автоматика сработала штатно, то после запуска эта умная ракета выходит на траекторию, которая позволит ей поразить цель», — сказал Корнев. 

  • Подводный крейсер «Юрий Долгорукий»
  • РИА Новости

Ранее масштабные залповые стрельбы проводились во времена холодной войны. В позднесоветское время в рамках операции «Бегемот» крейсера стратегического назначения отрабатывали пуск 16 МБР, то есть всего боекомплекта.

Символ власти

Со временем стали выпускать только уменьшенные копии шестоперов. Они были богато украшены, служили символом власти военачальников.

Подобную функцию он выполнял в основном в странах Восточной Европы. В первую очередь на Руси, в Венгрии и Польше. Например, у казачьих атаманов. В Запорожье особые шестоперы вручали иностранным послам. Они были аналогом охранной грамоты, демонстрируя всем, что эти люди находятся под охраной Запорожского войска.

Появились эти разновидности булавы и шестопера на вооружении почетной стражи. Например, их можно встретить у парижских швейцаров во времена Генриха IV. По мнению ряда историков, близким родственником шестопера является царский скипетр.

Источник

История создания

Очередной виток холодной войны и гонки вооружений привёл к началу строительства в США новых подводных ракетоносцев «Огайо». Вооружались они баллистическими ракетами «Трайдент». «Симметричным ответом» Советского Союза должны были стать ракеты Р-39, размещённые на подводных крейсерах «Акула».

Однако сроки разработки нового комплекса постоянно срывались, и решено было подготовить «запасной вариант». Он включал в себя постройку субмарин по модернизированному проекту 667 и разработку для них модернизированных ракет Р-29. В итоге к середине 80-х годов на вооружение приняли оба проекта субмарин и оба типа ракетных комплексов.

Однако «Трайдент» изначально задумывался, как переходный образец вооружения. Им можно было оснастить старые лодки «Лафайет», а «Огайо» в перспективе собирались перевооружить более мощным оружием. Им стали ракеты «Трайдент-2», принятые на вооружение в 1990 году.

Точнее, разработку модернизированного комплекса «Барк» на базе Р-39 начали ещё в 1986 году, но после распада Советского Союза многие предприятия, изготавливавшие узлы для изделий, оказались за границей. Разумеется, ухудшилась и ситуация с финансированием. После третьего неудачного запуска «Барка» в 1998 году от него решили отказаться, а разработку новых ракет передали Московскому институту теплотехники. Проект получил название Р-30 «Булава».

Описание

С этим и связано появление смертоносного древнерусского оружия — шестопера. Внешне оно представляет собой разновидность булавы, причем к металлической головке приварено несколько остро заточенных и крепких стальных пластин.

К своему классическому виду шестопер пришел примерно в середине XIII века. Его вес в то время не превышал килограмма, достигая в среднем 700 г. Длина шестопера составляла примерно 70 сантиметров. Его было принято держать одной рукой за рукоять, которая была отделена металлическим кольцом. Последнее выполняло функцию гарды.

Существовали его модификации, которые делали шестопер ударно-раздробляющим оружием. Например, на нем мог быть установлен крюк, который позволял захватить вражеское оружие. За счет небольшого веса им было легко управлять. В исходном положении перед атакой его часто оставляли подвешенным. Дело в том, что в таком положении было намного удобнее ловить оружие врага крюком или наносить кистевой удар.

Испытания и эксплуатация

Серийное производство «Булавы» началось спустя 10 лет после начала ее разработки – в 2008 году. При этом Р-30 еще не была принята на вооружение. Даже комплекс испытаний еще не был завершен. А испытания получились долгими. Обычно для отработки пусков использовались специальные подводные стенды, но Р-30 решили сразу запускать с борта субмарины.

«Стендом», таким образом, стала подводная лодка «Дмитрий Донской».

Для первого запуска в 2004 году использовался массогабаритный макет «изделия». Во второй раз, спустя год, стартовала уже настоящая «Булава», учебные блоки которой успешно поразили цели на камчатском полигоне. А вот четвертый, пятый и шестой пуски оказались неудачными. Старты, произведенные в 2009 году, тоже завершились отказами.

Только в 2018 году Р-30, наконец, приняли на вооружение. По состоянию на 2019 год «Булавой» вооружены 2 лодки проекта 955 Тихоокеанского флота и 1 – Северного. Еще 2 субмарины проходят испытания, и 3 – строятся.

Краткая история развития

Булава – холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Обычно изготавливалась из двух частей: деревянная рукоять и навершие. Именно оно (навершие) и является главным ударным элементом этого оружия.

Каким народом и когда была изобретена булава доподлинно неизвестно, но самые старые находки были сделаны на Ближнем Востоке, Северной Африке и на юге Европы. Эти артефакты являются только ударно-боевой частью, так как деревянные рукояти не сохранились.

Такие технологии были характерны для эпохи Неолита (примерно 9000–4000 лет до н.э.), соответственно находки датированы тем периодом.

Начиная с бронзового века (примерно 3500–1000 лет до н.э.) разные народы и культуры на всех обитаемых территориях создавали и изобретали бесчисленное множество разновидностей булав, различных форм и размеров.

Металлами для изготовления служили медь, бронза и железо, а также их сплавы. Изученные технологии обработки металла открыли ремесленникам невиданные творческие просторы в изготовлении этого оружия. Плавка позволила выливать различные формы и экспериментировать для достижения эффективных боевых качеств.

Также из металла начали отливаться сами рукояти и другие конструктивные элементы: для увеличения прочности древка в месте возможного излома, к навершию стали привариваться трубчатые втулки. Через проушину ударной части, в рукоять вбивали клинья и гвозди, после чего они заваривались или заклепывались к навершию.

С совершенствованием брони приходилось находить новые способы поражения и модернизировать булаву для этих целей. Так, ближе к средневековью, железные булавы изготавливались с различными острыми шипами, пробивавшими самые прочные доспехи.

Это оружие использовалось вплоть до Первой мировой войны. В наши дни встречаются церемониальные булавы в качестве символа власти.

История возникновения дубинки

Полицейская дубинка ведет свое происхождение от известного с эпохи каменного века ударно-раздробляющего оружия, называемого «палица».

Палица – древний прототип «полицейской дубинки»

Палицу часто путают с булавой. Разница состоит в том, что палица – это цельное оружие, которое делали из одного куска дерева. Булава – составная: ударная часть и соединённая с ней ручка. Большие палицы весили до двенадцати килограммов и имели длину до полутора метров. Древний богатырь мог палицей убить противника насмерть. В отличие от современной дубинки палица была летальным оружием.

Некоторые народы, такие как африканские масаи, до сих пор используют палицы для охоты. Начиная с каменного века, палица претерпела огромную эволюцию.

Свой путь эта эволюция прошла в Японии, где в XVII веке запрет на ношение оружия привел к появлению целого ряда школ самообороны без оружия, в том числе с помощью деревянного подобия ручки от рисовой мельницы. Отсюда общепризнанная Т-образная полицейская дубинка «тонфу».

Свой путь эта эволюция прошла в Индии, в боевой культуре сражений на шестах у народа сикхов. Отсюда прямолинейная полицейская дубинка Великобритании.

Свой путь, правда тупиковый, эта эволюция прошла и в России. Здесь во времена царской империи, получил широкое распространение альтернативный вид ручного оружия механического действия – нагайка.

Именно нагайками разгоняли демонстрации 1905-1907 годов. Именно их применяли казаки как средство для выполнения полицейских функций.

Сегодня палица стала известной всем «полицейской дубинкой». Впрочем, сегодня это оружие используют не только в полиции. Оно популярно у охраны тюрем и лагерей, в частных охранных компаниях. Иногда и простые граждане применяют такого рода оружие для самообороны.

Боевое применение

Каждый вид оружия определяет эффективность его боевого применения. В случае с булавой эффективность определяется совокупностью следующих факторов:

  • при нанесении удара булава никогда не застревала ни в доспехах, ни в оборонительном оснащении;
  • при прямом ударе оружие было способно проломить защитные доспехи и снаряжение, нанося противнику тяжелые травмы головы, спины и грудины;
  • техника владения этим видом оружия не требовала особых навыков;
  • булава, в отличие от рубящего и колющего оружия не требовала особого ухода. Оружие было доступным ввиду невысокой себестоимости.

Применялась булава главным образом во время рукопашной схватки, когда требовалось проделать брешь в рядах обороняющегося противника. При использовании оружия не требовалась высокая точность нанесения удара. Плотные ряды, в которые строилась пехота, только способствовали увеличению результативности наносимых ударов. В определенных обстоятельствах булава была мощным и грозным оружием. Ярким примером успешного применения дубины и палицы, прародительниц современной булавы, является успешное сопротивление германских племен во время столкновения с римскими легионами. Также хорошо описаны в хрониках случаи, когда древнерусские воины, вооруженные палицами и булавами, противостояли противнику. Булава активно применялась во время походов древнерусских воинов на Византию. Палицы и дубины принесли немало неприятностей ливонским и тевтонским рыцарям, сражавшихся со славянскими племенами и древнерусскими княжествами в эпоху раннего средневековья.

Однако при всех своих достоинствах – это оружие имело и существенные недостатки

Первое на что следует обратить внимание, большой вес оружия. Не каждый воин сможет долго махать тяжелой булавой, нанося при этом точные удары

К тому же, после первого удара, воин остается незащищенным. Отразить булавой, дубиной или палицей выпад противника, вооруженного мечем или копьем практически невозможно. Несмотря на то, что существовали специальные техники владения булавой, далеко не каждый мог освоить сложные приемы защиты.

Следующим существенным недостатком этого вида холодного оружия является то, что булава не годится для атаки в сомкнутом строю. Большой замах, являющийся обязательным условием боевого применения этого оружия, невозможно было сделать в тесноте рукопашной схватки. Последний аргумент, который с легкостью ставит булаву в разряд второстепенных видов вооружения, – это короткая дистанция боя. В сравнении с мечом или дротиком, дубина, палица или булава не позволяли делать ратнику ни острые выпады, ни стремительные отходы назад. Постоянно смещающийся центр тяжести оружия не позволял воину во время схватки проявить свою ловкость и гибкость маневра.

История создания «Булавы»

Начиная с 1986 года в Советском Союзе для перевооружения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула» и вооружения будущих кораблей проекта 955 «Борей» разрабатывалась новая баллистическая ракета «Барк». До 1998 года были проведены три испытания новой ракеты и все они оказались неудачными. Кроме того, в те годы общая ситуация на предприятиях, которые изготавливали ракетный комплекс, складывалась настолько плохо, что от проекта «Барк» решили отказаться. Нужно было строить новую ракету. Заказ на ее постройку забрали у Миасского КБ им. Макеева (которое изготавливало почти все советские баллистические ракеты морского базирования) и передали в Московский институт теплотехники (МИТ). Именно там создали ракеты «Тополь» и «Тополь-М». Это стало одним из аргументов передачи заказа разработчикам, которые никогда ранее не строили ракет для подводных лодок.

Таким образом, хотели унифицировать морские и наземные баллистические ракеты, снизив их стоимость. Противники такого подхода указывали на отсутствие опыта у МИТ и на необходимость переделки подводной лодки под новую ракету. Тем не менее, было принято решение и начались проектные работы.

Первый испытательный запуск макета будущей ракеты «Булава» состоялся 23 сентября 2004 года с борта атомохода «Дмитрий Донской». Три первых испытательных пуска прошли нормально, а четвертый, пятый и шестой закончились неудачами. Ракета в первые минуты полета отклонялась от курса и падала в море. Во время шестого запуска у ракеты отказали двигатели третьей ступени и она самоликвидировалась. Седьмой пуск прошел частично удачно: один боевой блок не долетел до полигона на Камчатке.

Восьмой и девятый запуски ракет в 2008 году прошли успешно, а во время десятого пуска ракета сбилась с курса и самоликвидировалась. Одиннадцатый и двенадцатый запуски ракет также закончились неутешительно.

28 июня 2011 года состоялся первый запуск «Булавы» с борта «Юрия Долгорукого» — штатного носителя ракеты и прошел успешно.

В марте 2012 года министр обороны Сердюков заявил об успешном завершении испытаний «Булавы», в октябре того же года ракета была принята на вооружение. Производство ракетного комплекса проводит ФГУП «Воткинский завод», который также производит и баллистические ракеты «Тополь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector