Борей, ск
Содержание:
- Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61
- Основные характеристики атомной подводной лодки
- Читайте также
- Вахтовые автобусы на шасси «Садко»
- Постройка[править | править код]
- Асария
- Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»
- Реактор и силовая установка
- Конструкция подводной лодки типа «Борей»
- Смерть
- Представители
- Механизм действия инсектицида
- Примечания
- Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»
- Силовая установка подводного ракетоносца
- Принятие на вооружение и служба
- Особенности препарата
- В литературе и искусстве
- История проекта
- Съезды РСДРП, РКП(б), ВКП(б) и КПСС
- Основные стратегические задачи
Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61
Основные характеристики атомной подводной лодки
По состоянию на май 2011 г. известно, что начиная с 4-го корпуса пр.955 (условно пр.09554) будет изменена форма корпуса лодки – она будет ближе к начальному облику пр.955. Вероятно, лодки будет строиться без использования задела из ПЛА пр.971. В носовых отсеках ПЛАРБ планируется отказ от двухкорпусности с размещением в носу антенных устройста ГАК “Иртыш-Амфора”. Так же будут использованы протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты будут перемещены ближе к центру корпуса и станут бортовыми, передние рули глубины будут перемещены на рубку. В районе шахт БРПЛ планируется уменьшение размеров проницаемой надстройки. Количество шахт планируется довести до 20. Энергетическая установка вероятно так же будет модернизирована в сторону унификации с другими ПЛА 4-го поколения – планируется использование новой паропроизводящей установки. По сути речь идет о новом проекте ПЛАРБ.
Разработка корпуса осуществлялась с учетом гидро-динамической эффективности. Конструкция ПЛ – двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Субмарина оснащена насосным водометным движителем, обеспечивающим бесшумное движение. подлодки «Юрий Долгорукий» – это первая подлодка, использующая такой тип движителя.
Двигательная установка:
- ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В мощностью 190 МВт – аналогичной установленной на ПЛА пр.971. Система управления и защиты ППУ (СУЗ) – “Алиот”. На ПЛАРБ пр.955У по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения с ППУ КТП-6-85 с паро-турбинной установкой, которая, по неподтвержденным данным, носит название “Азурит-90”.
- 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной аммортизацией мощностью около 50000 л.с.
- 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.
ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А (заявление генерального директора ЦКБ “Рубин” А.А.Дьячкова, 21.12.2010 г.).
Механика – один вал, один гидрореактивный движительный комплекс ГРДК-3.5М – водометный движительный комплекс (ВДК) с высокими пропульсивными характеристиками, аналогичный предположительно используемому на ПЛАРК пр.885. Два откидывающихся подруливающих устройства. Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные, аналогичны ПЛА пр.971 (по крайней мере на первой лодке пр.955).
Энергетика – вероятно, два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока. Резервное электропитание – вероятно, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 1-2 х дизель-генератора с обратимым преобразователем, запас топлива – 10 суток. Cистема управления электро-энергетической системой “Луга-Б” / “Луга-Борей”. Система централизованного электропитания “Косинус-Б” / “Косинус-Борей”.
Система спасения – всплывающая спасательная камера (ВСК), рассчитанная на весь экипаж ПЛ, расположена в корпусе ПЛ в хвост от пусковых установок БРПЛ. ВСК находится за ракетным отсеком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).
Длина «Юрия Долгорукого» – 170м, ширина -13,5м и средняя осадка-10м. Надводное и подводное водоизмещение составляет 14720 т и 24000 т соответственно. Субмарина может перевозить экипаж количеством до 130 человек.
ТТХ подводной лодки “Юрий Долгорукий”:
- Экипаж – 130 чел (в т.ч. 55 офицеров)
- Длина -170 м
- Ширина – 13,5 м
- Осадка средняя: 10 м
- Водоизмещение надводное – 14720 т
- Водоизмещение подводное – 24000 т
- Скорость надводного хода – 15 уз
- Скорость подводного хода – 29 уз
- Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях – 5 уз
- Глубина погружения предельная – 450-480 м (по разным данным)
- Глубина погружения рабочая – 380-400 м (по разным данным)
- Автономность – 90 суток (по запасам)
Читайте также
Вахтовые автобусы на шасси «Садко»
ГАЗ-33081-1091 и автомобиль технической поддержки ГАЗ-33086 «Земляк»
Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 на шасси ГАЗ-33086
- КАвЗ-39766 — автобус-вездеход с использованием 19-местного кузова автобуса малого класса КАвЗ-3976. Модификации: 397660 — с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513; 397663 — с дизелем ММЗ Д-245.7. Производился в 2003—2005 гг.
- СемАР-3257 — грузопассажирский 12-местный автобус-вездеход с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513 и кузовом от автобуса малого класса СемАР-3280. Производился ЗАО НПП «Семар» в 2001—2006 гг.
- ГАЗ-330811-10 «Вепрь» — автомобиль специального назначения на укороченной базе «Садко» с цельнометаллическим трёх- или пятидверным кузовом.
Постройка[править | править код]
К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док
Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания головного корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». После того как финансирование вышло на достаточный уровень, а работа самого «Севмаша» вошла в нормальный ритм, задержки всё равно остались, но уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы, и соответственно финансирование, только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.
При строительстве первых трёх РПКСН: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б»: соответственно К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар», К-480 «Ак Барс».
2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приёмке Флотом РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.
Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года он был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море успешно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого начались государственные испытания. 4 февраля 2013 года в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» прошла госиспытания на 30 %. Первый пуск БРПЛ «Булава» был произведён 6 сентября 2013 года из акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.
19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодку вывели из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года РПКСН вывели из плавучего дока и начали швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, а 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.
К-549 «Князь Владимир» на испытаниях, видна изменённая форма ракетного банкета
Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки серии на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Крейсер назван «Князь Владимир», хотя первоначально предполагалось назвать «Святитель Николай»). Он был построен в модификации 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года. Начиная с «Князя Владимира» у «Бореев» изменена форма корпуса — ракетные шахты полностью вписаны в лёгкий корпус, что улучшило управляемость в подводном положении, а также уменьшило лобовое сопротивление и шумность.
Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».
18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».
Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2016 года.
Асария
Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»
Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».
Основные характеристики | |
Тип корабля | РПКСН |
Обозначение проекта | 955 «Борей» |
Разработчик проекта | ЦКБ «Рубин» |
Классификация НАТО | Borei |
Скорость (надводная) | 15 узлов |
Скорость (подводная) | 29 узлов |
Рабочая глубина погружения | 400 м |
Предельная глубина погружения | 480 м |
Автономность плавания | 90 суток |
Экипаж | 107 человек, в том числе 55 офицеров |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 14 720 т |
Водоизмещение подводное | 24 000 т |
Длина наибольшая | 170 м |
Ширина корпуса наиб. | 13,5 м |
Средняя осадка | 10 м |
Силовая установка | |
|
|
Вооружение | |
Торпедно-минное вооружение | 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты. |
Ракетное вооружение | 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава» |
Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2020 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.
Реактор и силовая установка
Сердце подлодки – 190-мегаваттный парогенератор ОК-650В. Главными источниками шумов, демаскирующих любую атомную субмарину, являются насосы, качающие теплоноситель, и ТГЗА (турбо-газово-зубчатый агрегат). В конструкции АПЛ «Борей» эти узлы остались теми же, что применялись на лодках предыдущих серий (в том числе и проекта «Ясень»). Но это вовсе не значит, что уровень шумов остался прежним — его снизили за счет разных технических хитростей. Движитель стал водометным, что существенно уменьшило децибелы, все оборудование получило особые амортизаторы. Есть предположение, что в условиях, требующих особой скрытности, происходит отсоединение ГТЗА от гребного вала, и лодку движет специальный малошумный двигатель. По крайней мере, именно так решен вопрос скрытности «Ясеня».
Конструкция подводной лодки типа «Борей»
Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.
Прочный корпус состоит из 8 отсеков:
- В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
- Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нём размещено большинство из имеющегося оборудования.
- В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
- Четвёртые и пятые модули заняты ракетами.
- Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
- «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.
Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что даёт возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.
Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.
Смерть
Представители
Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.
Наименование | Проект | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Начало испытаний | Передача ВМФ | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
К-535 «Юрий Долгорукий» | 955(09551) | 201 | 02.11.1996 | 12.02.2008 | 19.06.2009 | 10.01.2013 | СФ | В строю | 9.09.2013 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области |
К-550 «Александр Невский» | 955 | 202 | 19.03.2004 | 13.12.2010 | 24.10.2011 | 23.12.2013 | ТОФ | В строю | 30.09.2015 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке |
К-551 «Владимир Мономах» | 955 | 203 | 19.03.2006 | 30.12.2012 | 18.01.2013 | 10.12.2014 | ТОФ | В строю | 26.09.2016 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке |
«Князь Владимир» | 955A(09552) | 204 | 30.07.2012 | 17.11.2017 | 2019 | СФ | Строится | Проходит заводские и государственные испытания. | |
«Князь Олег» | 955A | 205 | 27.07.2014 | 12.2019 | СФ | Строится | Завершены гидравлические испытания | ||
«Генералиссимус Суворов» | 955A | 206 | 26.12.2014 | 12.2020 | ТОФ | Строится | К концу 2015 года будет сформирован прочный корпус | ||
«Император Александр III» | 955A | 207 | 18.12.2015 | 12.2020 | ТОФ | Строится | Заложена. | ||
«Князь Пожарский» | 955A | 208 | 23.12.2016 | 11.2021 | СФ | Строится | Заложена. | ||
н/д | 955А | н/д | 2023 | 2026 | н/д | Планируется | Проект «Борей-А» включен в государственную программу вооружений | ||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется | ||||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется | ||||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется | ||||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется | ||||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется |
Цвета таблицы:
Белый — строится Зелёный — действующий в составе ВМФ
Механизм действия инсектицида
Данный инсектицид обладает контактно-системным действием. После обработки он образует на поверхности листьев и побегов защитную пленку, а также проникает в ткани растения и распространяется во все его части. В результате инсектицид Борей начинает действовать не только при попадании на вредителя, но и после его питания на обработанном растении.
Проникая внутрь организма насекомого, активные компоненты блокируют передачу нервных импульсов от головного мозга к периферическим окончаниям. Это обездвиживает насекомое. Оно перестает питаться и через некоторое время погибает.
Первые результаты становятся заметны по истечении 1 часа. Однократной обработки достаточно для уничтожения целой колонии вредителей. За сезон применять Борей на культуре можно 1-2 раза.
Примечания
- ↑ Александр Емельяненков. . «Российская газета» — Неделя № 4739 (28 сентября 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
- (13 февраля 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
- ↑
- ↑ . РИА Новости. (20 февраля 2013).
- Олег Леонидович Сергеев. . Независимое военное обозрение (25 января 2008). Дата обращения 13 ноября 2011.
- ↑
- . iz.ru. Известия (17 апреля 2019). Дата обращения 18 апреля 2019.
- . ТАСС. Дата обращения 27 июня 2019.
- Пиликина, Екатерина . Севмаш (10 февраля 2010). Дата обращения 22 февраля 2010.
- Геннадий Нечаев. . Взгляд (15 февраля 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
- . Севмаш (10 января 2013).
- (недоступная ссылка). ОСК (8 ноября 2013).
- ↑ . Севмаш (23 декабря 2013).
- Пиликина, Екатерина . Севмаш (30 декабря 2012). Дата обращения 23 июля 2014.
- . lenta.ru (18 января 2013). Дата обращения 19 января 2013.
- . Севмаш (9 июля 2014). Дата обращения 14 июля 2014.
- . Севмаш (25 июля 2014). Дата обращения 26 июля 2014.
- . РИА Новости (8 февраля 2010). Дата обращения 9 февраля 2010.
- . АРМС-ТАСС, (24 августа 2009). Дата обращения 19 октября 2009.
- . РИА Новости. (3 марта 2010). Дата обращения 12 марта 2010.
- . Мурманский вестник (10 марта 2012). Дата обращения 11 марта 2012.
- Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой. . iz.ru (13 мая 2019). Дата обращения 13 мая 2019.
- ↑ . ИТАР-ТАСС (27 июля 2014). Дата обращения 27 июля 2014.
- ↑ . ИТАР-ТАСС (26 декабря 2014). Дата обращения 26 декабря 2014.
- ↑ . Дата обращения 18 декабря 2015.
- . sevmash.ru. Дата обращения 23 декабря 2016.
- . KM.RU (10 января 2013). Дата обращения 20 декабря 2014.
- . lenta.ru (11 января 2013). Дата обращения 12 января 2013.
- . РИА Новости. (23 декабря 2013).
- ↑ . РИА Новости (10 декабря 2014). Дата обращения 20 декабря 2014.
- Старожилов, Михаил (23 марта 2006). Дата обращения 22 февраля 2010.
- . russianships.info. Дата обращения 5 декабря 2015.
- ↑ . РИА Новости (20191129T0313+0300). Дата обращения 29 ноября 2019.
- . Независимое интернет-издание “ДНИ24”. Дата обращения 27 июня 2019.
Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»
Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.
Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.
Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.
Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.
АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.
Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.
Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.
Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.
Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».
АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.
Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.
Силовая установка подводного ракетоносца
На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.
Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.
Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.
Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые ещё в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.
За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.
Принятие на вооружение и служба
В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.
Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.
Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.
Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт, и эта унификация призвана упростить обслуживание и содержание кораблей. 14 запланированных к постройке атомоходов планируется распределить по 7 кораблей на Северный и Тихоокеанский флот. «Бореи» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.
Особенности препарата
От пиретроидов Борей получил очень высокую контактную активность, от неоникотиноидов столь же высокую трансламинарную и системное действие, а то и другое ДВ достаточно устойчивы к фотолизу; имидаклоприд также слабо гидролитичен. По данным показателям препарат Борей обладает след. достоинствами:
- Эффективен против грызущих и сосущих насекомых-вредителей, т.к. поражает их и при питании, и через покровы тела;
- Поражает популяции вредителей с групповой устойчивостью к пиретроидам и ФОС;
- Имеет высокое быстродействие на грани нокдаун-эффекта: в ходе обработки объекты поражения перестают питаться мгновенно, а погибают спустя несколько минут;
- Благодаря высокой трансламинарной активности не менее действен против скрытно живущих вредителей, глубоко внедряющихся в растительные ткани;
- Уничтожает вредоносных насекомых широкого видового ряда – практически любых, встречающихся на целевых культурах;
- Имеет долгий срок защитного действия, не менее 15 суток;
- Действен во всем диапазоне активных температур для растений, т.е. пригоден для весенней обработки по всходам;
- Обладает репеллентным действием, что мешает залетным особям отложить яйца и намного уменьшает вероятность появления второй волны вредителей;
- Довольно экономичен: хотя цена 1 л продажной препаративной формы не мала (ок. 4000 руб. на 2020 г.), но невысокие гектарные нормы расхода делают одну обработку Достаточно дешевой, а комплексное действие позволяет сократить расходы на иные инсектициды.
Вместе с тем, имидаклоприд среднетоксичен для человека, и отмечено его общеядовитое действие на теплокровных (поражает печень). Контактное действие цигалотрина распространяется и на теплокровных. То и другое ДВ высоктоксичны для любых насекомых, в т.ч. пчел и полезных энтомофагов. Токсикологические показатели цигалотрина близки к угрожающим: ДСД для человека 0,002 мг/кг массы тела; ОБУВ в атмосферном воздухе 0,001 мг/куб. м; ОДК в почве 0,05 мг/куб. дм. Период полураспада имидаклоприда в почве более 100 суток, а цигалотрина до 12 недель. Трансламинарная активность последнего отнюдь не исключает накопления вещества в плодах. Концентрации ДВ в продажной формации достаточно высоки. Эти факторы определяют недостатки инсектицида Борей:
- Не обладает овицидной активностью;
- Неэффективен против арахнид (паукоообразных, клещей);
- Обработанные препаратом площади долгое время остаются опасными для людей без СИЗ и животных;
- Использование препарата в ЛПХ, на малых площадях и чересполосице исключено, т.к. в таких случаях невозможно соблюсти условия его безопасного применения;
- Работа с препаратом требует использования полного комплекта СИЗ (см. далее), оборудованного для этого помещения и хорошей профессиональной подготовки;
- Препарат технологически узок: концентрация рабочей жидкости и норма ее расхода должны рассчитываться подготовленными специалистами по результатам обследования пораженной площади (см. также далее);
- Видовой ряд целевых культур достаточно узок (также см. далее);
- Долгие сроки ожидания до сбора урожая;
- Простейшие меры самопомощи при отравлении препаратом недейственны, а работа с ним должна быть организована так, чтобы пострадавшего можно было быстро доставить к врачу-токсикологу.
В литературе и искусстве
Ему посвящён LXXIX орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Орифия». На ларце Кипсела был изображен со змеиными хвостами вместо ног, похищающим Орифию.
Сюжет похищения Бореем Орифии украшает фронтон храма афинян в Делосе, часто встречается в росписи ваз. В живописи этот сюжет можно встретить на картинах Аннибале Карраччи, П. П. Рубенса, Ш. Лебрена, Ф. Буше. Изображение Борея (но в большинстве искусствоведческих источников — Зефира) можно найти на картине Боттичелли «Весна». В 1763 году французский композитор эпохи барокко Ж.- Ф. Рамо написал свою последнюю оперу (лирическая трагедия в пяти актах) — «Бореады» (фр. Les Boréades), на сюжет связанный с Бореем и его сыновьями.
История проекта
Подводная лодка «Борей» изначально задумывалась под конкретный тип стратегического ядерного носителя — твердотопливную ракету «Барк» (Р-39УТТХ), разрабатываемую в середине восьмидесятых как противовес американским «Першингам-2». Как позже выяснилось, судостроители справились с задачей лучше, чем ракетчики, у которых все не ладилось. В конце концов от проекта «Барк» решили отказаться, новую субмарину следовало вооружать чем-то другим. Один из вариантов заключался в оснащении ее крылатыми ракетами, но Министерство обороны настояло на продолжении изысканий в области твердотопливных ракет, имевших, по сравнению с ранее производившимися в СССР жидкостными образцами, ряд преимуществ. Подводный корабль тем временем продолжали строить. В стране наступали сложные времена.
Съезды РСДРП, РКП(б), ВКП(б) и КПСС
Приводится число избранных членов ЦК
|
|
|
Основные стратегические задачи
Основная задача «Борей» – это не перестрелка снарядами в открытом море, а лишь тихое нахождение на глубине мирового океана. При помощи своих технических средств субмарина остается невидимкой для вражеских судов, а также имеет полную картину окружающей ситуации. В основном этот тип подлодок направлен на сдерживание ядерных держав, при нападении на Россию, судно молниеносно реагирует и наносит ответный удар, мощь которого способна уничтожить даже не страну, а континент.
В связи с реализацией подобных задач, «Борей» уступает своим собратьям в размерах, его длина – 170 метров, а ширина – 13 с половиной. С такими габаритами водоизмещение также не претендует на «Книгу рекордов Гинесса» – 24 тысячи полное, а надводное – 14720 тонн. Скорость его довольно велика и тут экипаж может разогнаться до 15 узлов на воде, а под ней до 29 узлов. Легированная сверхпрочная аустенитная сталь АК-100 полностью окутывает корабль, и её максимальная нагрузка составляет 40 тонн. Во всём этом великолепии люди способны находиться месяцами, ведь автономность плавания составляет 90 суток, а численность – 107 человек, из которых 55 – офицеры.