Бартини, роберт людвигович
Содержание:
- Содержание
- Дальнейшая работа
- Примечания
- Ссылки [ править ]
- Интересные факты
- Фотографии:
- War on the Rocks (США): противоракетная оборона вполне совместима с контролем вооружений
- Литература
- Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности
- Общая информация
- Цитаты
- Бартини считал себя русским, а не итальянцем
- Модификации
- Общая информация
- Дополнительные причины нашествия
- Цитаты
- Система электрооборудования
- Пути Господни неисповедимы
- Ссылки
- История
- Мемориальные доски и бюсты:
- Летательные аппараты Р. Л. Бартини
- На заре «новой эры»
- «Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО
- Тайна шести измерений. Почему засекретили разработки советского гения
- Теоретик технологии
- Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из Италии в СССР
Содержание
Дальнейшая работа
Бартини работал в ОКБ-86 с 1948 года, на территории завода имени Димитрова в Таганроге. В 1952 году он стал главным инженером перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ имени С.А. Чаплыгина. Работая там, он создал проект самолёта Т-203. В 1955 году Бартини был представлен проект по созданию сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Несмотря на то, что отношение к проекту изначально было скептическим, обращение к С.П. Королёву помогло обосновать проект экспериментально.
В 1957 году Бартини был откомандирован в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П.В. Цыбина были разработаны 5 проектов самолётов от 30 до 320 тонн различного назначения. Несмотря на то, что комиссия МАП дала положительное заключение по проекту, правительственное решение о постройке самолёта так и не было принято.
В 1961 году конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ — модификации А-57.
В это время Бартини начал обдумывать проект крупного самолёта-амфибии с возможностью вертикального взлёта и посадки. Таким образом планировалось решить проблему транспортных операций в труднодоступных уголках Земли, таких как вечные льды, пустыни, моря, океаны. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолётов такого плана Бартини были проведены работы по использованию экранного эффекта. Первым опытным образцом стал небольшой Бе-1, который прошёл лётные испытания в 1961-1963 годах.
В 1968 году команда Бартини переезжает из Подмосковья на завод им. Г. Димитрова в КБ Г.М. Бериева, которое специализировалось на гидросамолётах. Именно тут в 1972 году, в соответствии с концепцией «безаэродромных самолётов», были созданы два противолодочных самолёта ВВА-14 (М-62; «Вертикально взлетающая амфибия»).
В 1976 году один из них был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Работа над проектом не была закончена, так как Бартини ушёл из жизни 6 декабря 1974 года. Проект был закрыт под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), который работал над летающими лодками А-40 и А-42.
Роберт Людвигович Бартини похоронен в Москве на Введенском кладбище на 29 участке. Надпись на памятнике гласит: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».
Примечания
Ссылки [ править ]
- Заметки
- ^ Чампалья 2009, стр. 28.
- Чутко (1978)
- Ciampaglia 2009, стр. 11-12.
- Чампалья (2009)
- Орос ди Бартини (1965)
- Орос ди Бартини (1966)
- Гордон, Ефим; Комиссаров, Сергей (2013). Неработающие крылья: советские и российские нереализованные проекты самолетов 1925-2010 гг. Бирмингем: Ian Allan Publishing Ltd., стр. 90-91. ISBN 978-1906537340 .
- Библиография
- Чутко И. (1978) Красная авиация. Москва: Политическая литература. (рус. И. Чутко «Красные самолёты». М. Изд. полит. литературы, 1978 )
- Чампалья, Джузеппе. La vita e gli aerei di Роберто Бартини . (На итальянском языке) Рома, IBN Istituto Bibliografico Napoleone, 2009. ISBN 88-7565-076-4 .
- Роберто Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами. В кн .Доклады акад. АН СССР , 1965, т. 163, № 4, с. 861-864 (на английском, русском); Первоначально: Доклады Академии наук , 1965, т.163, №4, c.861-864.).
- Роберто Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами. В сборнике: Проблемы теории гравитации и элементарных частиц , Атомиздат, 1966, с. 249-266, только на русском языке (сборник Проблемы теории гравитации и элементарных частиц , М., Атомиздат, 1966, с.249-266).
- Роберто Орос ди Бартини. Соотношения между физическими константами . В кн .Успехи физики , 2005., т.3, с. 34-40, (на английском языке).
- Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. (2000) Кузнецов П.Г. и проблема устойчивого развития человечества в системе природа-общество-человек. / рус. О. Л. Кузнецов, Б. Е. Большаков. П. Г. Кузнецов и проблема устойчивого развития Человечества в системе природа — общество — человек. 2000 )
Интересные факты
Во время открытия Олимпийских игр 1980 года иностранные гости даже не поняли, что олимпийский флаг несли солдаты роты почетного караула. Они были в спортивной форме.
Был момент, когда в 154-й ОКП со всей страны набирали двойняшек, и в нем единовременно служило 8 пар близнецов.
Главный караульный пост в РФ – пост у могилы неизвестного солдата в Александровском саду. Он был сформирован для охраны Мавзолея Ленина в 1924 году. А в 1974-м на караул встали одновременно первые часовые и их преемники.
Служащие роты «печатают шаг», который был введен еще Павлом Первым, позаимствовавшим его у прусских военных.
Фотографии:
Б.Г. Хармач, Н.Д. Леонов, Р.Л. Бартини и К.Г. Тюрников.
Таганрог. 1972 год.
Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини.
Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини.
После лекции по перспективам вертикально взлетающих аппаратов.
1-й ряд слева направо: капитан-инженер И.В. Щербаков, ведущий конструктор ОКБ по ВВА-14 Н.Д. Леонов, летчик-испытатель Ю.М. Куприянов,
главный конструктор ВВА-14 Р.Л. Бартини, старший военпред-руководитель полковник-инжерен Ф.С. Татаренко, майор-инженер А.В. Падунов,
подполковник-инженер П.В. Московкин;
2-й ряд: майор-инженер В.П. Афанасьев, служащая ВП Н.С. Панатова, подполковник-инженер С.В. Кашинов, майор-инженер Е.И. Мешков,
капитан-инженер А.В. Киберев, капитан-инженер Л.Г. Амельченко, майор-инженер А.М. Большов.
Таганрог. Ноябрь 1973 год.
На фото с поднятым кулаком — Партконференция ТМЗ 1973 год.
Бартини Роберт Людовигович
War on the Rocks (США): противоракетная оборона вполне совместима с контролем вооружений
Литература
- Чутко И. Э. Красные самолёты. — М.: Изд. полит. литературы, 1978. — 132 с. — 100000 экз.
- Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
- Бартини Р. Л.,Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
- Роберт Орос ди Бартини . Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
- Роберт Орос ди Бартини . Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
- Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). — Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764, ISBN 9788875650766
- Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
- Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
- В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
- Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
- Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
- Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6
Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности
Общая информация
Цитаты
- Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»[источник не указан 2621 день]
- Яковлев: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»[источник не указан 2621 день]
- В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н. В. Образцова, работавшая в ТРТИ (ныне ТТИ ЮФУ), говорила о нём: «Это был настоящий римлянин».[источник не указан 2621 день]
- Как-то Бартини спросил М. П. Симонова: может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»
Бартини считал себя русским, а не итальянцем
Идеи Роберто Бартини просто были не в состоянии понять современники. Природа человека проста – если он что-то не может понять, то начинает критиковать. Так произошло и с Бартини, над воззрениями которого смеялись. Однако изобретатель не унывал, и продолжал трудиться, вести свои научные исследования.
Невероятно, но итальянец до конца своих дней оставался предан Советскому Союзу. Над ним измывались, посадили его в тюрьму, не приняли множество проектов, а он просто продолжал трудиться. Все же Бартини был удостоен Ленинской премии, хотя это была ничтожно малая награда за все то, что он сделал.
Сердце изобретателя остановилось 6 декабря 1974-го года. Все его дневники и чертежи увезли в неизвестном направлении, так что сегодня непонятно, где они находятся и почему сотрудники КГБ решили хранить в тайне работы ученого. В завещании Роберто Бартини оставил простые, но такие важные слова: «Извлеките из моей жизни урок».
Модификации
Автомат АК 107, характеристики которого рассмотрены выше, а также его аналоги под номерами 108 и 109, отличаются между собой только типом эксплуатируемого патрона. Специальная автоматика работает при помощи хода газового двигателя с увеличенным перемещением элемента и балансира, который оснащен индивидуальным газовым поршнем, движущимся в противоположную сторону от основного элемента. Балансир синхронизируется с рамой затвора посредство шестеренки, которая находится в вертикальной агрегации с ним. Отскок движущихся частей орудия обеспечивает специальная деталь. Стволовой канал закрывается по принципу идентичного запора у модификации АК-74.
Смотреть галерею
Общая информация
Роберт Людвигович Бартини — итальянский аристократ, в последующем известный советский авиаконструктор и физик. Настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини. Родился 14 мая 1897 года в Фиуме, Австро-Венгрии. Является автором 60 завершённых проектов самолётов.
Мало известен широкому кругу общественности, и даже кругу авиационных специалистов. Бартини был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.
Кроме физики и авиастроения, Бартини также занимался космогонией и философией. Владел несколькими европейскими языками. Участвовал в первой мировой войне.
Дополнительные причины нашествия
Все хронисты того времени соглашались, что Ивар и его братья отправились в Британию ради мести за гибель отца, и эта мысль не вызывает сомнений. Но что заставляло идти за ними огромную армию и большое количество сторонников, присоединившихся на более позднем этапе вторжения? Каков исторический подтекст той длительной кампании?
К примеру, норвежцы покидали родную страну из-за дефицита плодородной прибрежной земли и перенаселения. Но дети Рагнара и их воины были данами, значит, ими двигали иные мотивы. Говоря о глубинных причинах нашествия Великой языческой армии (а не только о красивом сюжете о мести за гибель Рагнара), нельзя не сказать о том, что именно в то время (в IX веке) после длительного кризиса, последовавшего за падением Западной Римской империи, в Европе начался заметный рост торговли. В этот регион хлынул огромный поток серебра и всевозможных товаров. Появились новые купеческие города, в том числе и британский Лунденвик (Лондон). Подобные поселения были богатыми, но не обладали прочными укреплениями (из-за расположения на водных путях или морском берегу). Таким образом, викинги оказывались перед двойным соблазном – не просто богатой добычей, но еще и плохо охраняемой богатой добычей.
Причины появления огромного флота у британских берегов были не только экономическими, но и политическими. На протяжении всего IX века в Дании происходила борьба между централизованной королевской властью и военными лидерами викингов. Монархи хотели контролировать нашествия. Честолюбивые и привыкшие к свободе пираты сопротивлялись этому желанию. В 854 году военные расправились с королем Хориком I. Этот монарх заключил мир с королем Франции и мешал походам соотечественников. После смерти Хорика Дания на долгое время осталась без власти, которая могла бы держать в узде желавших авантюрных походов викингов. Этой возможностью воспользовался в том числе и Рагнар, и та же свобода сыграла на руку его сыновьям, сумевшим сплотить вокруг себя большое число сторонников.
Цитаты
- Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»[источник не указан 2636 дней]
- Яковлев: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»[источник не указан 2636 дней]
- В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н. В. Образцова, работавшая в ТРТИ (ныне ТТИ ЮФУ), говорила о нём: «Это был настоящий римлянин».[источник не указан 2636 дней]
- Как-то Бартини спросил М. П. Симонова: может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»
Система электрооборудования
Пути Господни неисповедимы
Считается, что Роберт родился 14 мая 1897 года в городе Фиуме. Его матерью была девушка из знатного рода Ферцель, которой вскружил голову молодой красавец барон ди Бартини. Тайные встречи закончились беременностью, однако мужчина женился на другой женщине. Юная девушка от бесчестия утопилась, а новорожденного ребенка по имени Роберто положила на порог крестьянского дома Людвига Орожди.
Позднее семья Орожди переехала в Фиуме, и опекун, по иронии судьбы, стал садовником барона ди Бартини. Роберт часто бывал у них, и однажды его увидела бездетная баронесса. Мальчик напоминал ей мужа, поэтому она настояла, чтобы малыша взяли в семью. Дальнейшие расспросы ди Бартини о настоящих родителях ребёнка, привели барона к счастливому выводу. Оказывается, он нашёл родного сына. Вот такую интересную историю рассказал о себе сам Роберт Бартини.
Впрочем, его биографы — Сергей и Ольга Бузиновские — так и не обнаружили подтверждения этой версии. Но выяснили, что некий барон всеётаки жил вблизи Фиуме, правда, был не Бартини, а являлся итальянцем, со знакомой фамилией — Орожди. У него был брат Людвиг – член местного аэроклуба и владелец заводов. Вот и получается, что Ферцель подкинула своего малыша родному отцу Людвигу Орожди. В любом случае, рождение Роберта Бартини было таким же таинственным, как и вся его жизнь.
Ссылки
Воспоминания о Бартини
- Ненужный самолет — Воспоминания Н. А. Погорелова — заместителя Р. Л. Бартини в период работы над ВВА-14,
- Роберт Людвигович Бартини (1897—1974) Международный институт природы, общества и человека «Дубна»
- Воспоминания дочери инженер-полковника Рожкова Е. И, Наталья Рожкова.
О Бартини
- https://www.testpilot.ru/review/kb/bartini.htm
- Юрий Каминский . Одиссея «КРАСНОГО БАРОНА» // Техника — молодёжи, № 6, 2000.
- Бартини — Предтеча золотого века. И. Чутко, «Вокруг света» № 12 (2759), 2003
- Роберт Людвигович Бартини (Robert Bartini)
- https://www.sergib.agava.ru/russia/bartini/bartini.htm
- Сергей и Ольга Бузиновские. О загадочной судьбе Роберта Бартини
- Кудрявцев А. Роберт Бартини
- Ю. Авдеев, (2008), Гений предвидения, «Красная звезда». Retrieved 22-Oct-2010 from
- Документальный фильм «Код Бартини. Загадка красного барона» киностудии «Крылья России»
История
Мемориальные доски и бюсты:
Портрет авиаконструктора Роберта Бартини. Гипс. 66 х 26 х 30. Выполнен скульптором Файдыш-Крандиевским в 1967 году (собственость скульптора, хранился у него в мастерской в Москве).
Мемориальная доска в Таганроге, установленная на входе в ОКБ ТАНТК им. Г.М. Бериева, пл. Авиаторов, 1 (доступ ограничен)
Мемориальная доска в Новосибирске на жилом доме по пр. Дзержинского, 75, где жил Роберт Людвигович Бартини (Roberto Oros di Bartini) В Новосибирске он работал в НИИА в 50-е годы, будучи ограниченным в правах после репрессии и работы в «шарашках». (ссылка)
Бюст Р.Л. Бартини установлен в подмосковном Жуковском. Торжественное открытие архитектурного комплекса «Создатели авиации России» состоялось 22 сентября 2020 г. В сквере по улице Маяковского установили 16 авторских бюстов выдающихся советских и российских авиаконструкторов. (ссылка)
Летательные аппараты Р. Л. Бартини
Гидросамолет Бартини ДАР.
Бе-1 — лёгкая амфибия.
ВВА-14, Центральный музей ВВС, Монино, 1998.
На счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолётов, в том числе:
- МТБ-2 (1930) — морской тяжёлый бомбардировщик (проект)
- Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
- Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
- ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
- Сталь-8 (1934) — истребитель на базе Сталь-6 (проект)
- Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940) — дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428))
- Ер-4 (1943) — дальний бомбардировщик (опытный)
- Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
- Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
- Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
- Т-108 (1945) — лёгкий транспортный самолёт (проект)
- Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолёт (не достроен)
- Т-200 (1947) — тяжёлый военно-транспортный и десантный самолёт (проект)
- Т-203 (1952) — сверхзвуковой самолёт с оживальным крылом (проект)
- Т-210 — вариант Т-200 (проект)
- Т-500 — тяжёлый транспортный экранолёт (проект)
- А-55 (1955) — бомбардировщик — летающая лодка средней дальности (проект)
- А-57 (1957) — стратегический бомбардировщик — летающая лодка (проект), дальность 14000 км
- Е-57 — (проект) гидросамолёт-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж — 2 человека. По конструкции самолёт был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность — 7000 км.
- Р-57(Ф-57) — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57
- Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57
- Бе-1 (1961) — лёгкая амфибия (опытный — для исследования экранного эффекта)
- МВА-62 (1962) — проект самолёта-амфибии с вертикальным взлётом и посадкой.
- ВВА-14М-62 (1972) — вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт (модификация 14М1П)
На заре «новой эры»
В его доме среди множества предметов — молчаливых свидетельств прошлого — обращали на себя внимание две фотографии под стеклом на стене. На одной — молодой, гордый аристократ Роберто в энергичном байроновском полуобороте, на другой — он же лаццароне, деклассированный элемент в Италии, жалкий, не опасный, а скорее даже полезный для новых хозяев страны
Это были неплохие маскировки, но даже они не помогли. Полиция в конце концов все же напала на след диковинного барона, то возникавшего в разных местностях, то вдруг исчезавшего, ниоткуда вроде бы не уезжая. И в 1923 году Бартини эмигрировал через Германию в Советскую Россию, в Петроград.
…Программу для Роберто составили жесткую. В Москве его ждали делегат от КПИ в исполкоме Коминтерна Антонио Грамши и Ян Берзин из Разведуправления РККА, где нужны были свежие сведения о белоэмигрантских организациях в Европе, в странах, где Бартини побывал по дороге в порт Штеттина.
…Фотографии из папки с надписью «1923 год»: Москва, зима. Старый дом в Мерзляковском переулке, ныне снесенный, — общежитие Реввоенсовета, комната более чем скромная. Убогость жилья не пугала Роберто, в Италии он жил и в ночлежках. Тогда ему было 26 лет. Что произошло за эти годы, он вскоре изложил в автобиографии, вступая в РКП(б). Родился… Семья… Отец, которого Роберто любил и уважал как человека достаточно прогрессивного. Один из переданных сыну отцовских идеалов — во всех, без малейших отступлений, отношениях с людьми ни при каких обстоятельствах не пользоваться привилегиями, если ты их не заслужил. И решать, заслужил ты их или нет, — не тебе…
Далее в автобиографии: окончил гимназию, был определен в офицерскую школу, на русском фронте попал в плен к казакам Брусилова, в плену стал социалистом. В 1920 году репатриирован в Италию. Из-за своих сформировавшихся политических взглядов к богатому отцу не вернулся, уехал в Милан, стал рабочим, был принят на заочное отделение политехнического института. В 1921 году вступил в компартию, после захвата власти фашистами ушел в подполье…
На всю дальнейшую жизнь усвоил: партия — не учреждение. Революционная партия — это добровольный союз единомышленников, готовых идти на любые жертвы в борьбе за установление социальной справедливости: в старом обществе человек богат тем, что он сумел отнять у других, в новом — тем, что дал другим. Чем больше даст каждый, тем больше будет у всех.
Для победы нового общества решающее значение имеет рост самосознания народа, экономических возможностей государства и его военной силы, интернациональной солидарности людей труда.
Начало всего этого Бартини увидел, как он долго впоследствии полагал, именно в Советской России.
«Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО
Тайна шести измерений. Почему засекретили разработки советского гения
Какие измерения открыл гениальный авиаконструктор, учитель Сергея Королева и почему он стал прообразом Воланда из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
У меня есть три «нет»: нет чувства страха, нет чувства боли и нет чувства голода», — так говорил о себе советский авиаконструктор и физик-теоретик Роберт Орос ди Бартини. Гений, променявший Италию на огромную, холодную Россию, он владел пятью иностранными языками, играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно рисовал и писал стихи. О его научных разработках до сих пор известно немногое — одни все еще засекречены. Этот человек не просто опередил свое время, — он сам жил словно вне времени и видел наше четырехмерное пространство со стороны.
Тюремные объятия новой Родины
Конструктора обвинили в шпионаже в пользу Муссолини и дали 10 лет лагерей. По иронии судьбы гений оказался единственным из конструкторов, который отсидел весь срок «от звонка до звонка». В заключении продолжал работать в «шаражке», проектировал транспортно-десантные самолеты, бомбардировщики, сверх-звуковые истребители и перехватчики. Многие разработки гения остались на бумаге — не было технологий для производства. По сути, он опережал время чуть ли не на 100 лет.
Опередил науку на 100 летВ 1942 году Бартини разработал первый реактивный самолет, скорость которого должна была составить 2400 км/час. Проект не оценили.
Удивительно, но итальянский гений был словно проклят — из 60-ти проектов в жизнь были воплощены единицы. Но и этого хватило , чтобы ему присвоили Ленинскую премию. И несмотря на то, что в мире нет ни одного самолета, на борту которого были бы написаны первые буквы фамилии Бартини, его считали своим учителем создатель ракетно-космической техники Серегей Королев и генеральный конструктор ОКБ им. Сухова Михаил Симонов.
он не считал конструкторскую деятельность главной. Большую часть времени он посвящал теоретической физике, считая, что возникновение новых идей можно математически спрогнозировать и рассчитать, и занимался разработкой методов прогнозирования.6 измерений БартиниПо Бартини настоящее, прошлое и будущее не просто существуют одновременно — у времени тоже есть «поперечные координаты», что свидетельствует о полной гармонии Вселенной.По Бартини каждый объект во Вселенной является шестимерным комплексным образованием и равен множеству протяженностей в пространстве и во времениКроме этого, Бартини математически обосновал существование не только разных геометрий (так Неэвликдова геометрия значительно отличается от геометрии Эвклида), но и существование разных физик.Чтобы догнать далеко ушедшую вперед страну, не надо бежать ей вслед, надо бежать наперерез».
Найденное в столе завещание было коротким: «Извлеките из мой жизни урок». Была найдена и автобиографическая повесть, заканчивающаяся словами: «Пройдут века… В серебряном тумане никто больше не помнит даже имя мое. Тогда я вернусь».
Майя Новикwww.life.ruО Роберто Бартини на сайте В.К.:Легендарная правда барона БартиниФантастические и реальные «борты» барона Бартини
Теоретик технологии
Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.
Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.
В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».
Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из Италии в СССР
Окончив офицерскую школу в 1916 году, Бартини попал на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва был пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав и попал в лагерь под Хабаровском. Там его очаровали революционные идеи и, вернувшись на родину, он отказался дальше жить в доме отца и пользоваться его привилегиями.
Он работал разнорабочим, разметчиком, шофёром, параллельно сдал в течение двух лет экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получил диплом авиационного инженера, а в 1921 году вступил в компартию Италии.