Кто написал гимн российской федерации

Боевое применение

  • В декабре 1998 года — во время воздушно-наступательной операции «Лиса пустыни» в Ираке по уничтожению объектов, где могли бы находиться или производиться компоненты оружия массового поражения, а также его носители. Два B1-B в ходе четырёх самолёто-вылетов второго этапа операции (следуя во втором эшелоне, после уничтожения РЛС комплексов ПВО и большей части мобильных пусковых установок ЗРК крылатыми ракетами морского и воздушного базирования, ВТО самолётов тактической и палубной авиации, в ходе первого этапа) бомбами Mk 82 уничтожили базы Республиканской гвардии.
  • В 2001—2002 гг. — в первые 6 месяцев военной операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане восемь B1-B сбросили около 40 % всех боезарядов (по весу), доставленных коалиционными силами, в числе которых — около 3900 корректируемых бомб JDAM. 1 самолёт потерян по техническим причинам.
  • В 2003 году — во время военной операции «Иракская свобода» в Ираке, на B1-B пришлось около 43 % сброшенных корректируемых бомб JDAM, использовалось 11 самолётов.
  • 19 марта 2011 года — во время военной операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии, с аэродрома в Южной Дакоте были подняты два B-1B ВВС США. Совместно с тремя бомбардировщиками Northrop B-2 Spirit с базы ВВС Уайтмен, штат Миссури, они были направлены в Ливию. Продолжительность операции B-1B в Ливии составила около 24 часов. В этой операции B-1B уничтожили 105 целей, а B-2 Spirit — 45 целей. Среди них склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники.
  • С октября 2014 года по январь 2016 года — B-1B ВВС США участвовали в воздушных ударах по боевикам ИГИЛ в Сирии в городе Кобани. За это время доля вылетов B-1B составила 3 % от общего числа вылетов авиации, противостоящей ИГИЛ, а доля сброшенных бомб и других боеприпасов — 40 %. Участвовавшие в операции самолёты планируется модернизировать летом 2016 года.

Вставай, проклятьем заклеймённый!..

Но после Октября споры прекратились: партийный гимн большевиков стал государственным гимном. Музыка Пьера Дегейтера, стихи Эжена Потье. Русский перевод Аркадия Коца. В качестве официального гимна утвердили три куплета и припев. Эти слова в СССР знал едва ли не каждый:

Вставай, проклятьем заклеймённый, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, Кто был никем — тот станет всем!

Музыка эффектная, запоминающаяся. Она говорила о мировом значении русской революции, о единстве с «пролетариями всех стран».

МОК отверг «Катюшу», но в Чайковском отсыла к России не заметил

До Чайковского основным претендентом на замену гимна России была «Катюша» — но ее Международный олимпийский комитет не одобрил на основании того, что песня «ассоциируется с Россией». Правда, ни одного слова с этим корнем в песне нет — видимо, МОК на самом деле не понравились яблони и груши. Первый концерт Чайковского ассоциаций с нашей страной у чиновников не вызвал. Хотя большего патриота России, чем Чайковский, было не найти. Вот что писал он сам:

— Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в особенности… Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, — он любит потому, что такова его натура, потому, что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше.

Теперь дело за российскими спортсменами. С Чайковским у наших уже четыре золота чемпионатов мира. На олимпиадах хотелось бы побольше. А если пойдут успехи — может, к этой музыке кто-нибудь и текст решит написать. Удивляться и так уже нечему.

Некоторые отклики

Категорически не согласился с советской мелодией бывший президент Б. Ельцин. Он отмечал, что В. Путин зря слепо следовал настроениям людей. Ведь восстановление гимна будет помехой для общества в его отказе от негативных воспоминаний, оставшихся от советского прошлого.

Представители партии «Яблоко», позиционирующей себя как либеральная, заявили, что советский гимн усугубляет раскол в обществе, обусловленный политическими мотивами. По словам же В. В. Путина, отказ от всего того, что является символами советского прошлого, был бы равносилен признанию, что жизнь целого поколения граждан была напрасной, бессмысленной и бесполезной.

Создание гимна Российской Федерации

Такое неестественное положение не могло оставаться долго. В 2000 году дискуссия на эту тему возобновилась. В. В. Путин предложил взять музыку бывшего советского гимна и положить на эту мелодию новый текст. На этот раз законодательное утверждение музыки и текста прошло сравнительно быстро.

В декабре Президент внес в парламент проект соответствующего закона. В течение неполного месяца законопроект прошел все стадии обсуждения и был одобрен в обеих палатах.

В первый день 2001 года состоялось первое исполнение по телевидению. У известной мелодии А. Александрова появились новые слова, именно в таком виде он и продолжает исполняться в настоящее время.

Надо сказать, что и по поводу этого варианта единодушия в обществе тоже не было. Противники мелодии А. Александрова утверждали, что она прославляет негативные стороны того советского прошлого, от которого Российское государство совсем недавно отказалось. Некоторые известные политики и общественные деятели активно выражали свой протест, опасаясь серьезного раскола в обществе.

Тем не менее значительная часть граждан одобрительно отнеслась к идее использования именно этой музыки. Немаловажным было и то обстоятельство, что сама по себе мелодия А. Александрова объективно оказалась очень удачной как раз для исполнения в этом качестве. Проверенная временем, красивая, торжественная и легко запоминающаяся. Сейчас эта мелодия в большей степени ассоциируется с героическими страницами прошлого, чем с его негативными проявлениями.

Более серьезные дискуссии возникли при обсуждении слов. Текст, который написал поэт С. В. Михалков и журналист Г. А. Эль-Регистан (Габриэль Аршакович Уреклян), явно устарел и давно уже не соответствовал современным реалиям. Кроме того, слова подверглись значительной коррекции еще в 1977 году, когда была принята новая Конституция. К этому времени Г. А. Эль-Регистана уже не было в живых, поэтому вторая редакция текста была создана только С. В. Михалковым .

Специальная комиссия рассматривала все поступившие предложения. Их было множество, но в итоге комиссия остановилась на варианте, предложенном С. В. Михалковым.

Гимн свободной России

«Гимн свободной России» — вариант гимна России, предложенный после Февральской революции композитором А. Т. Гречаниновым на слова К. Бальмонта. Этот вариант как и многие другие предложения не были приняты Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства.

Слова для гимна Гречанинов, эмигрант с 1925 года, доживший в Нью-Йорке до девяноста лет, взял из стихотворения Константина Бальмонта, славившего Февральскую революцию..

Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!

Парламентские дебаты

История создания гимна России ознаменовалась бурными парламентскими и общественными дебатами. Для легитимного его утверждения необходимо было проведение закона через Госдуму, который не мог быть принят из-за противостояния левых и правых сил в парламенте. В нижней палате большинство составляли коммунисты, которые ратовали за восстановление советского гимна, для чего им также не хватало голосов.

Позже объявили конкурс на написание текста, где могли участвовать все российские граждане. Из 6000 поступивших текстов было отобрано 20, которые записали на пленку для финального выбора. В итоге победил текст поэта В. Радугина, который не был принят на официальном уровне. Автором гимна России он не стал. И в парламенте, и в обществе продолжались дебаты, пока в 1998 году не было решено временно абстрагироваться от вопроса законодательного закрепления государственных символов.

Получение этого документа в иных случаях

Зачастую молодые люди нигде не учатся и не работают. В этой ситуации обязанность собрать необходимые бумаги, и справки ложится исключительно на их плечи. Приписное свидетельство они могут получить по фактическому месту жительства.

Мнение эксперта
Александров Дмитрий Петрович
Практикующий юрист с 15-летним стажем. Специализируется на семейном праве

Если человек находится за границей, то для получения документа ему необходимо собрать полный список нужных справок. А затем отправить их по месту регистрации

Важно, чтобы вся документация была заверена у нотариуса. Помимо этого, нужно приложить заключение из медицинского учреждения о текущем состоянии здоровья и списком имеющихся заболеваний.

Если приписное свидетельство было утеряно, то его можно восстановить в военкомате по месту прописки. Штрафы в этом случае не применяются. Этот документ будет находиться в личном деле молодого человека.

Обратите внимание! Службу в армии могут проходить только граждане Российской Федерации. Люди, находящиеся в стране, но не имеющие гражданства, не призываются к службе!

Боже, царя храни!

В 1814-м году, во времена правления царя Александра Павловича, поэт Василий Жуковский, с высочайшего одобрения, написал русский текст на мотив английского гимна «God save the king». Получилось весьма основательно:

Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю — Всё ниспошли!

Перводержавную Русь православную Боже, храни! Царство ей стройное, В силе спокойное! Всё ж недостойное Прочь отжени!

В те дни смирять гордых царю приходилось в прямом смысле – силой оружия. Этот гимн появился, когда продолжалась война, хотя победа России и ее союзников уже была предрешена. Он мог бы прозвучать в Лондоне, Париже и Вене, там, где появлялся русский император. Но Александр медлил с официальным решением – и только в конце 1816-го утвердил церемониал. Эту дату можно считать отправной точкой истории первого официального гимна Российской империи.

Василий Жуковский

Семнадцатилетний поэт Александр Пушкин, по предложению директора Царскосельского лицея, дополнит стихотворение Жуковского двумя строфами. Василию Андреевичу понравятся стихи молодого поэта – и их две «молитвы русских» издадут под одной обложкой. Пушкин и впрямь ничуть не уступал старшему собрату:

Брани в ужасный час Мощно хранила нас Верная длань. Глас умиления, Благодарения, Сердца стремления — Вот наша дань.

Нового императора этот гимн не устраивал… Как известно, Николай I не любил подчиняться иностранцам… Ему хотелось, чтобы гимн России не был связан с британской музыкой. И начался негласный конкурс, в котором принял участие и великий Михаил Глинка… Но царь предпочел близкого ко двору талантливого музыканта Алексея Федоровича Львова.

Михаил Глинка

Львов вполне осознавал глубокий смысл задачи: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа − от ученого до невежды». Новый гимн, утвержденный государем, был представлен широкой публике в московском Большом театре 11 декабря 1833 года. Новая «русская народная песня» (так называли гимн в первых изданиях) вызвала прилив патриотических чувств.

Жуковский переработал текст, сделал его лаконичнее и символичнее:

Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя, Царя храни!

Шесть строк на одном дыхании. Миллионы людей помнили этот гимн наизусть. Отменили царский гимн сразу после Февральской революции.

Алексей Львов

См. также

История Гимна России

Первый гимн России — «Молитва русских» — стал исполняться в 1816 году по указу Александра I при встречах императора. Слова гимна принадлежали В.А. Жуковскому, музыка была позаимствована у Генри Кэрри («Боже, храни короля», 1743 год). Этот гимн просуществовал до 1833 года, после чего его сменил «Боже, царя храни!». В 1917 место его заняла «Рабочая марсельеза», которую через год сменил «Интернационал». В 1944 году появился новый гимн, музыка которого используется в современном гимне. Авторами слов для него были С.В.Михалков и Г.Г. Эль-Регистан. С 1955 по 1977 гимн исполнялся без слов (так как в них упоминалась фамилия опального Сталина), пока теми же авторами не были написаны новые. После распада СССР (в 1991) гимном России стала «Патриотическая песня» композитора Глинки. Этот гимн вплоть до его замены в 2000 не имел слов.

Государственный гимн РФ — музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом о государственном гимне. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утверждёнными законом музыкальной редакцией и текстом. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.

Текст Государственного гимна Российской Федерации

Музыка А. В. Александрова
Слова С. В. Михалкова

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Утверждён Указом Президента Российской Федерации
от 30 декабря 2000 года № 2110

Модификации

Выше уже говорилось, что Сайга 308 пользуется серьезной популярностью как в нашей стране и всем постсоветском пространстве, так и на западе. Поэтому было бы странно, если бы разработчики не создали различные модификации, давая каждому любителю стрельбы выбрать именно тот вариант, который бы устроил его полностью и по всем параметрам. Так что, разобраться с наиболее распространенными исполнениями карабина будет весьма полезно.

  • Самая распространенная модель – базовая, то есть, Сайга 308. Она создана на базе уже существующей Сайги-МК, отличаясь от последней в первую очередь используемым боеприпасом. Ещё одна интересная особенность – быстросъемный приклад. Да-да, он не просто откидывается, как на некоторых версиях автоматов, карабинов и охотничьих ружей, а действительно снимается – причем для этого достаточно нажать одну-единственную кнопку.
  • Сайга 308-1 почти идентична базовой – отличие всего одно, а именно – приклад здесь не снимается.
  • У Сайги 308-2 приклад претерпел полную переработку – теперь он стал ортопедическим и получил специальный вырез под большой палец, что сделало удержание оружия в руках и стрельбу более комфортными.

Прошлые гимны

  • В конце 1816 император Александр I подписал указ, по которому мелодия и стихи «Молитва русских» использовались во время встречи официальных иностранных гостей. Просуществовал этот гимн до 1833 года. Кстати, автором его слов был великий отечественный поэт Василий Андреевич Жуковский;
  • Следующим стал «Коль славен наш Господь в Сионе». Слова написал Михаил Матвеевич Херасков. С 1856 года по октябрь 1917 музыка этого гимна исполнялась, когда звонили Куранты на Спасской башне Кремля. Этот гимн был гораздо менее светским, чем прошлый. И именно из-за этого его сразу же запретили пришедшие к власти большевики;
  • Параллельно с предыдущим существовал гимн «Боже, Царя храни!». Его утвердил Николай I. Слова опять-таки создавались Василием Андреевичем Жуковским. Во многом этот гимн перекликался с европейскими, что также стало причиной большой нелюбви со стороны советов. Высказывались даже предложения полностью его запретить;
  • В 1917 году, когда революция уже состоялась, Петр Лаврович Лавров создал русские слова для мелодии Клода Жозефа Руже де Лиля. Так на свет появился гимн, вошедший в историю как «Рабочая Марсельеза». Он одновременно отсылал к французской революции, но сохранял в себе идеи большевиков и появляющийся советский колорит;
  • «Интернационал» — это официальный государственный гимн РСФСР и СССР в период с 1918 по 1944 год. Он также был полностью пропитан идеей мирового господства коммунизма, борьбы с царизмом и буржуазией. Кстати, музыку и слова без перевода написали именитые французские революционеры той эпохи;
  • В 1944 году появился новый гимн, в котором уже присутствовал мотив победы, в частности в Сталинградской битве. Именно после нее песня и появилась. Музыка была создана композитором Александром Васильевичем Александровым, а слова — известным поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым;
  • После развала Советского Союза, а именно в период с 1990 по 2000 официального гимна не было, но существовала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки. Уже во время президентства Бориса Николаевича Ельцина «Патриотическую песню» признали государственным гимном РСФСР.

Создание гимна Российской Федерации

Такое неестественное положение не могло оставаться долго. В 2000 году дискуссия на эту тему возобновилась. В. В. Путин предложил взять музыку бывшего советского гимна и положить на эту мелодию новый текст. На этот раз законодательное утверждение музыки и текста прошло сравнительно быстро.

В декабре Президент внес в парламент проект соответствующего закона. В течение неполного месяца законопроект прошел все стадии обсуждения и был одобрен в обеих палатах.

В первый день 2001 года состоялось первое исполнение по телевидению. У известной мелодии А. Александрова появились новые слова, именно в таком виде он и продолжает исполняться в настоящее время.

Надо сказать, что и по поводу этого варианта единодушия в обществе тоже не было. Противники мелодии А. Александрова утверждали, что она прославляет негативные стороны того советского прошлого, от которого Российское государство совсем недавно отказалось. Некоторые известные политики и общественные деятели активно выражали свой протест, опасаясь серьезного раскола в обществе.

Тем не менее значительная часть граждан одобрительно отнеслась к идее использования именно этой музыки. Немаловажным было и то обстоятельство, что сама по себе мелодия А. Александрова объективно оказалась очень удачной как раз для исполнения в этом качестве. Проверенная временем, красивая, торжественная и легко запоминающаяся. Сейчас эта мелодия в большей степени ассоциируется с героическими страницами прошлого, чем с его негативными проявлениями.

Более серьезные дискуссии возникли при обсуждении слов. Текст, который написал поэт С. В. Михалков и журналист Г. А. Эль-Регистан (Габриэль Аршакович Уреклян), явно устарел и давно уже не соответствовал современным реалиям. Кроме того, слова подверглись значительной коррекции еще в 1977 году, когда была принята новая Конституция. К этому времени Г. А. Эль-Регистана уже не было в живых, поэтому вторая редакция текста была создана только С. В. Михалковым .

Специальная комиссия рассматривала все поступившие предложения. Их было множество, но в итоге комиссия остановилась на варианте, предложенном С. В. Михалковым.

«Рога и копыта» в YouTube

— Расскажу еще об одной подобной конторе из серии «рога и копыта», только с другим названием — Danmark Music Group, которая ранее претендовала на гимн России и с которой мне приходится, к сожалению, до сих пор бороться на своем официальном канале в YouTube. По данным из Сети эту студию в 2013 году организовали двое украинцев американского происхождения. Основатель студии — ди-джей Aleksey Kapitonowww — владеет YouTube-канала Promodj. Эта студия также заявила свои права на этом видеохостинге на песни, которые исполняли Алла Пугачева, Виктор Цой, Татьяна Буланова, Вахтанг Кикабидзе, Анжелика Варум, Юрий Антонов, Сергей Шнуров, Николай Басков, группа «Ласковый май» и другие. Мошенники также заявили права на наши легендарные песни «Антошка», «Друг в беде не бросит», «Что мне снег, что мне зной», «Священная война»!

— Какие еще песни времен СССР интернет-мошенникам удалось подмять под себя?

— К сожалению, на очень большой русскоязычный музыкальный контент в YouTube различного рода интернет-мошенники объявили свои фальшивые «права». Иногда они даже прикрываются официальными обложками изданных альбомов того или иного исполнителя на, как нам объясняется, якобы «автоматически» созданных YouTube-каналах. На этих каналах в перечне «лицензиаров» даже указываются реальные издательства, типа легендарной фирмы «Мелодия», или другой известный на постсоветском пространстве музыкальный лейбл.

Но вся эта информация — фикция, потому что на ссылки указанных издательств нажать невозможно, они не работают, их официальные страницы не представлены в пространстве YouTube. Значит, пишется это все для отвода глаз.

ФБА «Экономика сегодня» &nbsp/&nbsp

Судите сами, разве это не мошенничество — называть и указывать одних правообладателей, непонятно как отобранных командой YouTube, и умалчивать о законных владельцах музыкального контента?

К большому сожалению, список наших отечественных популярных песен с претензиями таких вот непонятных «лицензиаров» в пространстве YouTube можно перечислять бесконечно. Это реальное воровство авторских и исполнительских прав, прав настоящих владельцев и издателей, и когда все это закончится, — неизвестно. Судя по всему, владельцы YouTube не заинтересованы в наведении порядка в этой сфере!

Американский след

Американский журналист Филип Херш, известный своей критикой российского фигурного катания, уже успел поиздеваться над выбором.

— Ирония использования музыки Чайковского в качестве замены гимна России меня поразила: страна с возмутительными антигомосексуальными законами и институционализированной гомофобией отмечает свои спортивные успехи музыкой гения, который был геем, — высказался Херш. Кроме того, ветеран журналистики припомнил, что именно с этой композицией его соотечественник Ван Клиберн выиграл первый международный конкурс имени Чайковского в 1958 году.

Интересно, что исполняют Первый концерт почти везде, в том числе и на последних спортивных мероприятиях, не в редакции Чайковского. С вариантами музыки связан небольшой скандал. Настоящий автор самого распространенного варианта произведения — Александр Зилоти, русский пианист. При жизни Чайковского он уговаривал мэтра внести в музыку изменения, но тот не согласился. Хотя за первую редакцию его наставник, Николай Рубинштейн, первоначально разнес Петра Ильича в пух и прах. Но позже смилостивился и исполнял произведение сам.

А вот Зилоти решил все проще — он опубликовал свой вариант после смерти Чайковского, и именно его взяло на вооружение большинство исполнителей. После революции в России Зилоти сопротивлялся большевикам, организовал забастовку в Мариинском театре. Его арестовали, но после беседы с Феликсом Дзержинским отпустили под обязательство отмечаться в советских органах. Зилоти предпочел бежать и обосновался в США. Большевики бы сказали — музыкальный Родченков. Если бы знали про существование Григория Михайловича.

Причем Зилоти в интервью New York Times (еще одно пересечение с беглым ученым) подчеркивал свою роль в создании новой редакции концерта. В письмах брату Чайковского Модесту он говорил, что Петр Ильич согласился на нововведения, хотя их личная переписка свидетельствует об обратном.

Впрочем, и сам Чайковский много путешествовал по миру. С Первым концертом он лично открывал легендарный Карнеги-холл в Нью-Йорке. Его же он играл и на последнем своем концерте в Петербурге — после которого пришел в гостиницу, попросил стакан воды. Поскольку вода была некипяченая, у композитора началась холера, от которой случились осложнения, закончившиеся летальным исходом.

История создания гимна России

Государственный гимн появился в России в XIX в. После войны с Наполеоном в 1815 г. поэт В. А. Жуков­ский написал стихотворение «Молитва русских». Оно было посвящено императору Александру I и начина­лось словами «Боже, Царя храни». Стихотворение бы­ло переложено на музыку английского гимна. Так сти­хотворение русского поэта под звуки английской музы­ки положило начало российскому гимну.

Императора Николая I беспокоило, что гимн стра­ны исполняется под иностранную музыку.

Он хотел укрепить значение государственных символов и в 1833 г. поручил талантливому музыканту Алексею Фёдоровичу Львову написать новую музыку для госу­дарственного гимна.

11 декабря 1833 г. состоялось первое исполнение нацио­нального гимна в Большом театре в Москве. Его слушали стоя. Впечатление было неописуемое. В газетах появились самые восторженные отзывы.

Вновь сочинённую музыку было приказано играть на парадах, смотрах, торжественных приёмах, во вре­мя праздников.

Так окончательно сложился государст­венный гимн Российской империи.

В феврале 1917 г. в России произошла революция. Император Николай II отрёкся от престола. На улицах российских городов зазвучали революционные песни, и самой популярной из них стала «Марсельеза». В России для неё написали свой текст. Главными слова­ми в этой песне были: «Отречёмся от старого мира, от­ряхнём его прах с наших ног».

Другой популярной мелодией революционной Рос­сии стал «Интернационал» — международный гимн революционеров.

После того как большевики захва­тили власть, они в 1918 г. сделали его гимном России, а затем — Союза Советских Социалистических Респуб­лик (СССР). «Интернационал» был гимном СССР до 1944 г. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В 1941 г. началась Великая Отечественная война. Она стала поистине народной.

Нужен был новый на­циональный гимн. В новогоднюю ночь 1944 г. по радио впервые прозвучал гимн на музыку А. В. Александрова, на слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана. Гимн прославлял Отечество, призывая к сплочению народов СССР и вдохновляя на победу над врагом.

В начале 1990-х гг. СССР прекратил своё существова­ние, образовалась Российская Федерация. Новому госу­дарству потребовался новый гимн. Некоторое время Го­сударственным гимном России считалась «Патриотиче­ская песня» Михаила Ивановича Глинки, написанная ещё в 1834 г.

В 2000 г. музыка гимна, созданная в годы Великой Отечественной войны, вновь зазвучала как гимн Рос­сийской Федерации.

Картинки (фото, рисунки)

А. В. Александров. Автор музыки гимна России

В. А. Жуковский

А. Ф. Львов

Модификации

Михаил Чернушенко

Авторы идеи — конькобежцы, которые придумали его в последний момент

На замену временно пришел Первый концерт Чайковского — музыка, которая раньше часто исполнялась на крупных официальных мероприятиях. Любопытно: такую замену предложили сами российские спортсмены — если быть точным, конькобежцы. Исполнительный директор Союза конькобежцев России Варвара Барышева рассказала «СЭ», что музыка была «выбором команды» перед чемпионатом мира.

— Кто автор идеи? Петр Ильич Чайковский, — смеется Барышева. — Команда уже находилась в соревновательном «пузыре» в голландском Херенвене, и буквально перед стартом чемпионата мира мы среди прочих требований и комментариев узнали, что используемая в качестве гимна альтернативная музыка может быть предложена нами. Мы находились в постоянных консультациях с ОКР. И поскольку предложенная им «Катюша» на тот момент не прошла никаких освидетельствований на предмет ее применения, они не могли нам посоветовать. У нас была возможность сделать выбор. И наша комиссия спортсменов выбрала наиболее узнаваемую композицию, с прямым отсылом к нашей стране. Получается, решение, принятое в последний момент, оказалось верным.

— Но за отсылки к России «Катюшу» как раз и забанили.

— Понимаю, но я говорила с представителями нашего олимпийского комитета, многими людьми — Первый концерт Чайковского является нашей гордостью, безусловно, но это и мировая культура. Это не только Россия и ее наследие — это мир. И я была безмерно рада, что предложение наших конькобежцев было сначала поддержано ISU. И эта музыка прошла апробацию золотыми медалями и у нас, и у фигуристов. Да, сложно придумать мелодию, равноценную по мощности гимну страны. Но вступление Первого концерта, мне кажется, дает ощущение мурашек по коже. И надеюсь, она будет вызывать трепет и эффект узнаваемости. В Японии ее очень почитают, например.

— В общем, часто решения, принимаемые «на флажке», самые эффективные.

— Мы старались (смеется). Гимн России мог придумать Кулижников. Или Голикова с Фаткулиной на пару. Потом его же взяли себе фигуристы — и выиграли под Чайковского три золота из четырех на чемпионате мира. В общем, музыка для нас счастливая.

Как всё начиналось?

Автор мелодии — Александр Васильевич Александров (1883-1946). Создал он её в 1936 году. Называлась песня тогда «Жить стало лучше». Слова к ней написал Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898-1949). Припев заканчивался фразой «Жить стало лучше, жить стало веселей».

Исполнялась песня в быстром темпе и производила впечатление настолько, что её называют прообразом гимна.

Мелодия трогала и не отпускала от себя. Оба автора вернулись к ней 1938 году. Лебедев-Кумач написал новый текст, Александров сделал другую аранжировку мелодии. Это была уже «Песня о партии».

Александр Васильевич Александров (самый старший в первом ряду) вместе с близкими

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector