Verijet
Содержание:
- Ссылки
- Транспортные вертолеты
- Стартап в гараже
- Примечания
- Как можно больше «вертушек»!
- Sikorsky CH-53 Sea Stallion
- Вертолет МН-Х – особенности конструкции
- Обгон велосипедиста через сплошную в 2021 году..
- Боинг 787 – самолёт мечты
- HAL Light Combat Helicopter. Индия
- Друг-терминатор
- О рекорде грузоподъемности
- Вертолеты Игоря Сикорского. Двухместный R-5 (VS-337).
- Отец семейства Сикорских
- Крепление сотового поликарбоната к металлическому каркасу
- Sikorsky X2
- Винтокрылая война
- Российский ответ
- Человек больше не нужен
- Ми-24. СССР
- История разработки
- Впереди планеты всей
- Современные военные вертолеты
- Прекращение действия
- Заключение
Ссылки
Транспортные вертолеты
Вертолеты, в основном предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, обычно называют транспортными.
Sikorsky CH-53E Sea Stallion
Буквы CH в названии –это Cargo helicopter, то есть грузовой или транспортный вертолет. Sea Stallion означает Морской Жеребец. Семейство CH-53 – это целая группа модификаций. Названия первых из них заканчивались словом «жеребец»: супер или морской. Их делали для корпуса морской пехоты. Первый из Жеребцов — CH-53М проходил испытания в 1970 году. Испытания показали недостаточную грузоподъемность вертолета. Ее надо было повысить на 80%. При этом изделие должно было остаться достаточно компактным, чтобы стартовать с морского судна-вертолетоносца. Сикорский взялся за дело. Инженеры изменили компоновку, добавили третий двигатель. Модификацию назвали CH-53E Super stallion, то есть «супержеребец». Супержеребец имел грузоподъемность 16 тонн при перевозке груза на подвеске. Дальность при этом была 92 км. Первый полет новый вертолет совершил в 1974 году. Серийное производство начали через 6 лет. А в 1981 году корпус морской пехоты США получил первый аппарат CH-53E c грузовой кабиной, где помещаются 55 десантников или 13 тонн груза на семи стандартных паллетах размером 3 х 4 фута.
В 2012 году серию CH-53 сняли с эксплуатации. Всего произведено было 522 штуки.
Ми-26
Тяжелый вертолет Ми-26, разработанный в конструкторском бюро Миля. Это самый мощный вертолет в России. И самый мощный вертолет в мире, выпускаемый серийно. На подвеске он может транспортировать очень большой груз – 20 тонн. По грузоподъемности он заметно превосходит своего ближайшего конкурента CH-53E.
Ми-26. Рекордсмен мира по грузоподъемности. 20 (Двадцать) тонн
Свой первый полет МИ-26 совершил в далеком 1977 году. И до сих пор его продолжают выпускать в Ростове. Больше того, конструкторское бюро Миля продолжает его совершенствовать, сейчас готовится к выпуску модификация Ми-26Т2, с новым комплектом бортовой авионики. Жив курилка, хороший вертолет!
Boeing CH-47 «Chinook»
Чинук – это индейское племя. Именно так, следуя определенные традиции, инженеры Боинга назвали свой транспортный вертолет. Он отличается запоминающимся профилем из-за особенности конструкции. Аппарат имеет два главных несущих винта. Причем расположены они не соосно — один над другим, что часто встречается, а рядом друг с другом. Один – в передней части фюзеляжа, второй – в задней. Такая компоновка показывает свои преимущества при решении ряда сложных инженерных задач, таких, например, как эвакуация подбитой крупногабаритной авиатехники в места дислокации.
Ми-24
Ми-24 можно считать многоцелевым вертолетом с известной долей условности. Хотя в его отсеке действительно предусмотрена перевозка 8 военнослужащих с вооружением и спец-обмундированием, многие специалисты рассматривают Ми-24 как ударный вертолет. Причем как второй ударный после AH-64 по распространенности, и как второй после AH-1 по началу выпуска.
Стартап в гараже
Будущий зять Жуковского, Борис Юрьев, стал легендой уже в молодые годы. А всё из-за одного простого, но жутко полезного для конструкторов винтокрылых машин изобретения — автомата перекоса.
Самой большой проблемой, с которой сталкивались все проектировщики вертолётов, была невозможность управлять положением лопастей воздушного винта.
Пилоту предстояло заранее запастись рвотным пакетом и очень-очень стальными нервами.
К счастью для всех авиаконструкторов, Юрьев создал современный тип автомата перекоса. Теперь лётчик мог управлять винтом: отклонять его в сторону или менять угол наклона лопастей. Вертолёт на глазах становился перспективным и реализуемым проектом. А не безумным порождением сумрачного русского гения.
Юрьев на этом не успокоился. Вплоть до начала Первой мировой конструктор экспериментировал со схемами компоновки машины. Именно он создал классическую поперечную одновинтовую схему. Пока его современники работали над количеством винтов и их установкой, он с помощью Жуковского просто взял и рассчитал наиболее оптимальный вариант.
Что характерно, двигателя соответствующей мощности тогда ещё не существовало, но Юрьева это не особо расстраивало. В отличие от многих, инженер был абсолютно уверен: именно такой вариант машины полетит.
Одновинтовая схема Юрьева
И он этого дождался! При советской власти.
Примечания
Как можно больше «вертушек»!
Серьезным испытанием для вертолетчиков стала Корея, где 25 июня 1950 года начались самые кровопролитные со времен окончания Второй мировой войны боевые действия. Условия войны в Корее гористая местность, резкие перепады погоды, отсутствие карт и дорог, вездесущий и многочисленный противник требовали специального воздушного средства, неприхотливого в отношении взлетно-посадочной площадки. И военные стратеги, ранее скептически смотревшие на вертолет, быстро превратились в самых ярых его сторонников. Для десятков тысяч солдат США, оказавшихся между жизнью и смертью, свободой и пленом, эти машины стали последней надеждой на спасение.
Начальник штаба Морской пехоты США генерал Л.К. Шеферд (Shepherd L.C.) в сентябре 1950 года сказал: «Вертолет в Корее встречает исключительно благожелательное отношение… Мы не должны жалеть усилий, чтобы получить на фронт как можно больше вертолетов предоставляя им приоритет в отношении любого другого оружия Вертолеты, больше вертолетов, как можно больше вертолетов в Корею».
Вслед за S-51 в Корею последовали «Белл-47» и «Хиллер-360», созданный в 1947 году молодым авиаконструктором Стэнли Хиллером (Stanley Hiller). Пентагон распорядился придать каждой пехотной дивизии по отряду вертолетов. Медико-эвакуационные «Белл-47» служили главными «санитарными каретами» полевых госпиталей MASH (Mobile Army Surgical Hospital). Так, приключения медперсонала одного из подобных госпиталей послужили основой для популярного американского телесериала «Чертова служба в госпитале MASH». До корейской войны бойцы, получившие на поле боя тяжелые или средние ранения, в 8090 случаях из 100 погибали. Теперь же картина резко изменилась. Эта цифра снизилась до 10. Всего за время корейской войны американскими вертолетами было спасено около 25 тысяч человек.
Несмотря на активное применение вертолетов, их потери в Корее были минимальными. Винтокрылые машины оказались очень живучими, хотя постоянно находились под огнем. Маневренные «вертушки» без труда уворачивались даже от реактивных МиГов. О таких встречах сохранились многочисленные легенды. На завершающем этапе боев в Корее в дверях вертолетов стали устанавливать ручные пулеметы, а пару «Белл-47» оснастили противотанковыми базуками.
Во время этой войны использовались не только легкие вертолеты. В конце 1949 года Сикорский создал многоместный десантно-транспортный S-55, который мог перевозить до десяти человек. Этот аппарат в Корее быстро завоевал славу такого же «ангела-хранителя», как и его «старший брат» S-51. Много лет спустя один из ветеранов американской морской пехоты, вспоминая в знаменитом документальном фильме «Война в воздухе» о нелегких боевых буднях, заметил: «Слава Богу, были вертолеты… Жаль, что этих машин не было больше».
Sikorsky CH-53 Sea Stallion
Уроженец Киева Игорь Сикорский стоял у истоков американского вертолетостроения. Еще в Российской империи Сикорский стал проектировать самолеты, а после иммиграции в США перешел к созданию вертолетной техники.
Одна из моделей компании «Sikorsky Aero Engineering Corporation» тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion впервые прошел испытания в 1965 году.
Летательный аппарат широко использовался армией США в военных действиях во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. Из-за отличной маневренности власти Израиля взяли на вооружение вертолеты этой модификации. Всего за время боевых действий было потеряно в результате аварий или сбито около 50 единиц CH-53.
9
Вертолет МН-Х – особенности конструкции
Как
уже отмечалось, впервые данные вертолеты применили в операции по ликвидации
руководителя Аль-Каиды в Пакистане, однако некоторые технические новшества и
ухищрения сыграли плохую шутку с пилотом одной из винтокрылых машин (позывной
«Принц 51»).
По
данным китайских источников, после того, как специалисты компании «Сикорски»
получили подтвержденные данные о том, что композитный материал (на основе
стекловолокна) в сочетании со специальным лакокрасочным покрытием способны поглощать
радиолокационные волны определенной длины, они продолжили работу по двум
направлениям.
Во-первых,
за счет изменения формы лопастей несущего винта (получили изогнутые законцовки)
и количества лопастей рулевого винта (увеличено с 4 до 5) удалось снизить
акустическую заметность вертолета. Кроме того, вращающиеся части ротора
несущего винта и крепежный элемент рулевого винта прикрыли специальными
колпаками из композитного материала, который поглощает излучение РЛС и
одновременно служит защитой от пуль и осколков.
Конструкторы
компании «Сикорски» понимали, что сделать вертолет полностью бесшумным невозможно,
поэтому они сосредоточили свои усилия именно на снижении акустической сигнатуры
машины. Её уровень должен быть таковым, чтобы позволять экипажу оставаться
незаметным для противника при полете на определенной высоте и заходе на посадку
под определенным углом в зависимости от рельефа местности.
Во-вторых,
американские инженеры предприняли значительные усилия по снижению тепловой заметности
– через перемешивание выхлопных газов (при помощи направленного коллектора
рассеченной формы) с окружающим воздухом.
Опыт применения в составе ССО США
Китайские
эксперты провели анализ причин крушения одного из МН-Х во дворе дома Усамы бен-Ладена.
Согласно публикациям, установлено, что одним из факторов этого происшествия
стало то, что пилот, сидевший в полностью закрытой кабине и выполнявший полет в
приборах ночного видения, не услышал отраженного звука от стены двора, с
которой и произошло соприкосновение. В
данной ситуации пилоту также не помогла РЛС слежения за рельефом AN/APQ-174B.
Обломки вертолета после операции ССО США
По
данным китайских источников, на следующий день после операции подразделения ВС
Пакистана аккуратно собрали обломки вертолета МН-Х, который в большей части был
уничтожен взрывом – согласно требованиям протокола ССО ВС США.
Государственный
департамент США по дипломатическим каналам направил соответствующий запрос на
возвращение элементов вертолета. Однако, пакистанские спецслужбы достаточно
быстро поняли ценность найденных обломков и в оперативном порядке пригласили
китайских технических специалистов, которые осмотрели часть хвостового оперения
(балку, руль, винт). Большинство представителей спецслужб США уверены, что
китайские эксперты провели полноценную материаловедческую экспертизу и в полной
мере представляют себе возможности модели МН-Х.
Тактико-технические характеристики
Благодаря
публикациям в профильных китайских изданиях, представляется возможным указать
некоторые тактико-технические характеристики рассматриваемой винтокрылой
машины:
Концепция МН-Х «Silent Hawk»
– длина (с учетом несущего винта): 19,76 м;
–
ширина: 2,36 м;
–
высота: 5,13 м;
–
диаметр несущего винта: 16,36 м;
–
диаметр рулевого винта: 3,35 м;
–
длина грузового отсека: 3,84м;
–
ширина грузового отсека: 1,88 м;
– высота грузового отсека: 1,34м;
– номинальный вес вертолета: 5263 кг;
–
нормальный взлетный вес вертолета: 7950 кг;
–
максимальный взлетный вес вертолета: 10000 кг;
–
крейсерская скорость: 287 км/ч;
–
максимальная скорость в горизонтальном полете: 292 км/ч;
–
максимальная скорость в пикировании: 361 км/ч;
–
скороподъемность: 915 м/мин;
–
практический потолок 5837 м;
–
максимальная дальность полета: 603 км.
В
состав экипажа входят пилот, штурман, бортовой стрелок. В грузовом отсеке
предусмотрено 9 мест для размещения десанта.
Следует
отметить, что на МН-Х установлено два 7,62 мм пулемета М134, которые бортовой
стрелок может использовать с левого или правого борта поочередно. Для сравнения
стандартный вертолет МН-60М позволяет размещать двух бортовых стрелков, которые
используют пулеметы калибров 7,62 мм и 12,7 мм. Однако, из-за того, что на МН-Х
установлен однотипный двигатель, но масса вертолета увеличена – американским
военным пришлось пожертвовать местом для члена экипажа.
Обгон велосипедиста через сплошную в 2021 году..
Боинг 787 – самолёт мечты
HAL Light Combat Helicopter. Индия
Этот вертолёт ещё проходит лётные испытания, но его заявленные характеристики просто впечатляют.
Безусловно, это самый современный вертолёт индийского производства. Его разработка началась в 2006 году. Модель создавалась для уничтожения техники, а также живой силы противника в различных условиях, включая работу в высокогорье. Именно поэтому потолок высоты для этого вертолёта составляет 6 500 м. По этому параметру HAL Light Combat Helicopter не уступает ни одному вертолёты из этого списка.
На вертолёте установлены два двигателя TM333-2C2, мощностью 1 200 л.с каждый.
Боевое оснащение: поворотная пушка калибра 20 мм, управляемые ракеты.
Максимальная скорость: 330 км/ч.
10
Друг-терминатор
Уже в начале 2000-х вертолёт и дрон поменялись местами. Теперь можно было создать не только разведчик, но и полноценный беспилотный боевой вертолёт. Именно этим и занялись в программе UCAR(Unmanned Combat Armed Rotorcraft —Беспилотный вооружённый боевой вертолёт»). Участие в ней приняли все крупнейшие авиастроители США. Беспилотные вертолёты должны были работать вместе с RAH-66, выступавшим в роли летающего командного пункта.Команч» обеспечивал обнаружение целей и наводил на них беспилотных собратьев. Они же при помощи всего комплекта вооружения обычного ударного вертолёта, от ПТУР до пушек, расправлялись с противником.
Беспилотный ударный вертолёт UCAR, вариантЛокхид» иБелл»
UCAR выглядел очень перспективно. Во-первых, американская армия не рисковала потерять обученных пилотов — дрона можно было бы бросить в самое пекло и не особо горевать о его потере. С другой стороны, UCAR давал возможности RAH-66 уже существующим ударным вертолётам. Контролировать роботов можно было и со старенького АН-64, висящего далеко от врага, а UCAR незаметно выбивали бы ПВО противника и всячески пользовались преимуществами своей незаметности, рискуя сильнее, чем это мог позволить себе пилотируемыйКоманч».
Беспилотный ударный вертолёт UCAR, вариантБоинг»
Беспилотный ударный вертолёт UCAR, вариантСикорски»
Единственное, чего не мог хорошо делать UCAR — проводить разведку и определять цели. Но нужен ли для этого пилотируемый вертолёт? В то же время активно разрабатывались дроны-разведчики всех возможных типов и расцветок. Барражирующие на больших высотах беспилотники с атомным реактором обеспечивали бы непрерывную картину всего театра боевых действий. Непосредственную разведку можно было поручить небольшим роботам вроде A160 Hummingbird(«Колибри»). И наконец, беспилотные охотники UCAR наносили бы удар по выявленным целям.
Вдохновляющая перспектива.
Беспилотный разведчик A160 Hummingbird
О рекорде грузоподъемности
Пятидесятые годы стали временем становления национального вертолетостроения в СССР, Великобритании и Франции. Под влиянием успехов «сикорских» в Корее в нашей стране в 1951 году была принята программа развития национального вертолетостроения. Конструкторские бюро Михаила Леонтьевича Миля, Николая Ильича Камова и Александра Сергеевича Яковлева создали семейство многоцелевых вертолетов первого поколения. Так, Ми-4, начиная с венгерских событий 1956 года, принимали участие во всех операциях советских войск и вооруженных сил дружеских государств. Изначально оснащенные крупнокалиберным турельным пулеметом, они послужили базой для создания многочисленных военных модификаций. В 1961 году, во время боев на Плайя-Хирон, кубинцы впервые использовали Ми-4 как средство непосредственной огневой поддержки. Советские ВВС применили Ми-4 для выполнения аналогичных задач во время боев на острове Даманский в 1969 году. Опыт, накопленный при создании вертолетов первого поколения, помог советским конструкторам в конце 50-х и в 60-е годы при разработке целой гаммы многоцелевых вертолетов второго поколения. Причем с созданием в 1957 году воздушного гиганта Ми-6 (взлетной массой свыше 46 тонн) наши авиаконструкторы вышли в мировые лидеры тяжелого вертолетостроения: Ми-12 установил абсолютный мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов 40 тонн. Он не превзойден до сих пор.
В 60-е годы, с угасанием разговоров о ядерной войне, руководство Пентагона отказалось от концепции «Пентомик» и рост грузоподъемности американских вертолетов остановился на 9 т, доступных S-64. По той же причине прекратилась разработка тяжелых вертолетов для перевозки ракетных комплексов и в СССР, однако потребность в доставке сверхтяжелых грузов в труднодоступные районы нашей страны сохранила в отечественном вертолетостроении класс винтокрылых машин большой грузоподъемности.
Вертолеты Игоря Сикорского. Двухместный R-5 (VS-337).
Отец семейства Сикорских
Иван Алексеевич Сикорский, отец Игоря Сикорского
Отца будущего авиаконструктора звали Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919 г.г.). Он был всемирно известным ученым, психиатром, педагогом, доктором медицины, профессором Киевского университета им. Св. Владимира. В 1904-м г. отец тогда еще начинающего авиаконструктора основал в Киеве Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей, а в 1912-м г. — первый в мире Институт детской психопатологии. В его деятельности «высочайшая культура, незыблемые моральные принципы и глубокий профессионализм естественно сочетались с логически осознанным патриотизмом, который воспринимался как триединство Православия, Царя и Отечества».
В России конца XIX – начала XX века, во все время правления Государя Николая II, в самых разных формах, и на государственном, и на частном уровне, активно обсуждался и определял реальную жизнь вопрос о самом тесном взаимодействии науки и семьи, семьи и школы. Знаменитый Петроградский родительский кружок, расцвет феномена детской книги, реформы Николая II – все из этой серии. «Семейное воспитание» называли тогда «новооткрытой областью научной педагогики». Здесь не было противопоставления семьи и школы. Это о другом: о том, что родители – первые и главные учителя своих детей.
Совсем не обязательно единственные, но – главные, и – учителя.
Для того чтобы помочь родителям осознать и освоить эту роль, в Санкт-Петербурге с 1898 года лучшие специалисты Российской Империи регулярно выпускали небольшие брошюрки «Энциклопедии семейного воспитания и обучения». И одним из активных участников этого движения, одним из авторов этой Энциклопедии был как раз отец будущего авиаконструктора – профессор Иван Алексеевич Сикорский.
Но не только этот проект, но и многие другие работы Ивана Алексеевича посвящены воспитанию детей. Эти работы были популярны далеко за пределами России, переводились на английский, немецкий и другие европейские языки. Самая известная его книга по педагогике и психологии – «Душа ребенка» – в одной Германии переиздавалась больше 14 раз.
Конечно, за прошедшие полтора столетия и медицина, и психиатрия, и психология, а за ними и педагогика ушли довольно далеко, и некоторые идеи доктора медицины Сикорского довольно сомнительны или явно неактуальны. Но, как бы то ни было, в его работах есть как минимум одна уникальная, бесценная вещь: это книги о том, как было устроено воспитание в семье Сикорских. Ведь это книги о том, какими взглядами руководствовался отец будущего авиаконструктора: Иван Алексеевич постоянно апеллирует к собственному опыту, говорит о том, как он сам воспитывал своих пятерых детей. Почти на каждой странице его научных трудов – ненаучное, милое: «мой мальчик», «моя девочка».
Описание педагогических принципов и приемов этого философа, врача и педагога – работа огромная, потянет на монографию. А здесь мы просто посмотрим на некоторые интересные моменты этой большой истории.
Крепление сотового поликарбоната к металлическому каркасу
Sikorsky X2
В 2008 году компания Сикорского представила миру экспериментальный вертолёт соосной системы. За основу была взята модель 1972 года S-69.
На «Х2» была использована концепция опережающей лопасти. Суть в том, что отступающая лопасть машины двигалась со скоростью воздушного потока. Это значительно снижало скорость. Чтобы решить эту проблему установили дополнительные турбореактивные двигатели.
Такое сочетание винтов и двигателей позволило летательному аппарату развивать большую скорость. На испытаниях машина установил рекордную для вертолётов скорость 500 км/час. Но проект признали бесперспективным. В 2011 году проект закрыли, а на концепции соосной системы создали военную модель «S-97 Raider».
?
Винтокрылая война
В числе первых американских воинских частей, прибывших в 1961 году для оказания помощи южновьетнамскому союзнику, оказались две транспортные роты армейской авиации США, укомплектованные «летающими бананами» Н-21. В 1962 году во Вьетнам прибыли еще три роты. Вместе с ротами армейской авиации сюда же направились и дивизионы Корпуса Морской пехоты США. В отличие от армейских рот морпеховские дивизионы были укомплектованы вертолетами S-58. В жарком климате и условиях высокогорья они оказались значительно эффективнее Н-21. В 1963 году громоздкие «летающие бананы» стали заменяться новейшими легкими многоцелевыми вертолетами «Белл-204», а затем «Белл-205 Хью». Очень удачно спроектированный, оснащенный мощной газотурбинной установкой, надежный и выносливый «Белл Хью» стал главным винтокрылым бойцом войны и своеобразным символом Вьетнама. Фирма «Белл» ежегодно отправляла в Индокитай сотни таких машин, доведя в 1967 году их выпуск до рекордной величины 1 650 штук. Модификации «Хью» выпускаются до сих пор. Общее число построенных машин достигло 16 тысяч абсолютный мировой рекорд в вертолетостроении.
Российский ответ
В России разработки новейшей скоростной винтокрылой техники ведут конструкторские бюро «Миля» и «Камов».
Вертолётный завод имени Михаила Миля создал лётную лабораторию перспективного скоростного вертолёта — экспериментальный аппарат сделан на базе Ми-24. Главная цель проекта — создание научно-технической базы для увеличения скорости вертолёта в 1,5 раза по сравнению с серийными машинами.
Лопасти летающей лаборатории имеют улучшенные аэродинамические характеристики и созданы с использованием новейших разработок в области аэродинамики, прочности, композитного материаловедения и технологии производства.
Кроме того, в России ведутся работы над такими проектами, как Ми-1Х и Ка-92. Планируется, что скоростной вертолёт Ми-1Х будет оснащён одним несущим и одним толкающим винтами и сможет разгоняться до 520 км/ч.
Второй вариант новой высокоскоростной винтокрылой техники предложили специалисты «Камова». В 2009 году они сообщили о начале разработки скоростного вертолёта Ка-92 с соосной схемой расположения двух несущих винтов, толкающим винтом и «самолётным» оперением.
По мнению Литовкина, при производстве перспективной революционной техники у западных коллег есть одно преимущество перед нами.
«Американский бюджет позволяет вести исследования, которые могут быть на грани фола. У них есть на это деньги. Они спокойно могут апробировать любые технологии, даже если испытания закончатся провалом. Американцы всё равно будут реализовывать идею, чтобы посмотреть, что из этого выйдет, и использовать этот опыт в будущем. У нас же к этому вопросу подходят с большей серьёзностью, и, перед тем как проект начнут реализовывать, должно пройти много лет обсуждений и исследований», — резюмировал эксперт.
Человек больше не нужен
Ничего удивительного, что военные начали посматривать в сторону беспилотников. После операцииСвобода Ирака» отношение к пилотируемым машинам совсем испортилось. Вдруг выяснилось, что даже самые совершенные вертолёты, если их не очень аккуратно применить(или если просто не повезёт), можно сбить из допотопной зенитки. После чего сбитую машину покажут по всем миру, испортив военным репутацию. А будь в строю бездушныеубийцы», никто бы не обратил внимания на потерю даже десятка дронов за один бой!
Беспилотный ударный вертолёт UCAR, вариант отНортроп-Грумман»
В феврале 2004 года программуКоманч» закрыли. Вскоре значительно уменьшили и финансирование модернизации АН-64DБлок 2». А инженеры обещали, что воздушные терминаторы встанут в строй уже в середине 10-х годов. Первыми будут разведчики, потом на вооружение встанут и ударные роботы. За ними потеряют пилотов транспортные машины и, наконец, даже самые тяжёлые вертолёты будут пилотироваться искусственным интеллектом. К 30-м годам пилотируемые винтокрылые машины окончательно вымрут.
Беспилотный летающий кран отСикорски»
Ми-24. СССР
Ми-24 является одним из самых широко известных боевых вертолетов во всем мире. Производство Ми-24 было прекращено в 1991 году, но машина всё ещё считается одним из лучших и самых совершенных вертолетов, когда-либо созданных.
Сегодня этот вертолёт находится на вооружении более, чем в 50 странах мира. За всю историю вертолётостроения было создано более 3 500 экземпляров Ми-24, что является рекордом среди боевых вертолётов. На втором месте находится американский «AH-64 Apache» с ≈ 2 000 экземплярами.
Ми-24 использовался во многих локальных конфликтах, включая Афганскую войну и боевые действия в Чечне.
Максимальная скорость: 335 км/ч
11
История разработки
VertiJet это совместная разработка двух компаний Skyworks Global и Scaled Composites. Название их, безусловно, революционной конструкции, было взято у машины ещё 50-х годов прошлого века – Ryan X-13 Vertijet.
Ryan X-13 Vertijet
Правда, как можно увидеть, кроме названия, общие черты у машин заканчиваются. X-13 это самолёт с вертикальным взлётом и посадкой, а вот Vertijet это полноценный вертолёт. Хотя, скорее, конструкция, по своим принципам, ближе к автожиру. Но это моё личное мнение, разработчики об отношении их машины к автожирам нигде не заявляют.
В основе проекта лежат наработки «Скайуоркс Глобал» в области летательных аппаратов-винтокрылов. Компания уже создала и поставила в производство несколько подобных образцов и теперь продолжает развитие этого направления. Несколько лет назад компания начала сотрудничать с агентством DARPA, в результате чего появился концепт аппарата Heliplane. Именно он станет основой для VertiJet.
Skyworks Hawk 4 классический автожир выпускаемый компанией «Скайуоркс Глобал», общие черты с Вериджетом, думается на лицо
Зачем Скайуорксу компаньоны в виде Scaled, мне лично не понятно. Однако разработчики утверждают, что специалисты этой компании займутся объединением наработок обеих компаний, и именно они будут доводить машину до ума.
Что касается компании Скайлед, то она прославилась разработкой самолёта для системы воздушного старта Stratolaunch. Как можно увидеть эта разработка не имеет ни чего общего, ни с вертолетами, ни с автожирами.
Самолёт Stratolaunch
Впереди планеты всей
Всего пару десятилетий назад, в конце 90-х годов, американское вертолётостроение оторвалось от своих конкурентов на огромную дистанцию. Пока Россия и Китай пытались поставить в серию хотя бы аналог АН-64, в США переоборудовали почти половину парка на новейшую версиюЛонгбоу». Будущее казалось безоблачным — к серии подходил вертолёт RAH-66Команч». Предполагалось, что он заменит на службе разведывательные вертолёты OH-58D и дополнит парк ударных машин.
Невидимый для радаров, с самой новейшей электроникой,Команч» мог подбираться максимально близко к противникам и либо самостоятельно их атаковать, либо давать целеуказание дальнобойным АН-64D. Другой задачей RAH-66 была борьба с воздушными целями, вражескими вертолётами и штурмовиками. Для этого делаКоманч» мог нести почти два десятка ракетСтингер». Давным-давно, в начале 80-х это было главной целью всей программы LHX(Light Helicopter Experimental), лишь потом пришли стелс и разведывательные задачи.
Один из ранних проектов в рамках программы LHX. Ещё никакого стелса, только скорость и дальность
Первый полёт прототип RAH-66 совершил в 1996 году. К сожалению, из-за малого финансирования и высокой сложности работы над проектом двигались очень медленно. Однако это делалоКоманч» всё лучше и лучше. Вертолёт получил новый мощнейший радар лучше, чем уЛонгбоу», неуправляемые ракетыГидра-70» научили доводиться на цель после пуска и даже начали работы над оптическим камуфляжем для вертолёта. Но никто не знал, что обычное вертолётостроение доживает свои последние годы.
RAH-66 с надвтулочным радаром. Примерно таким он и должен был пойти в серию
Чуть раньше, в начале 90-х годов, фирмаКаман»(Kaman) начала работу над беспилотным дроном-разведчиком с технологией стелс. Главной задачей этого беспилотника было обнаружение противника и целеуказание для своей авиации и вертолётов. На технологиях того времени что-то удобоваримое сделать не удалось, но сама мысль приглянулась. Идея создать для ударных вертолётов верного беспилотного друга-разведчика была тогда очень популярной. Схожий аппарат попытались сделать и у нас для работы вместе с Ка-50 — ровно с теми же результатами.
Беспилотный вертолёт-разведчик отКаман»
Современные военные вертолеты
Отказ от стратегии «большой войны» привел к тому, что для ударных вертолетов задача борьбы с танками перестала быть первостепенной. С другой стороны, опыт локальных конфликтов в очередной раз показал значимость и универсальность боевых «вертушек». В результате их разработкой занялись многие страны.
Во второй половине 1970-х гг. в СССР объявили конкурс на создание боевого вертолета нового поколения. Ка-50 – вертолет, представленный КБ им. Н.И. Камова, по настоянию военных был сделан одноместным. Генералы считали, что автоматизация позволит летчику выполнять боевые задачи в одиночку, а с одноместной кабиной машина станет легче. КБ им. М.Л. Миля выдвинуло проект двухместного Ми-28, у которого в отличие от его предшественника Ми-24 не было транспортно-десантного отсека.
После проведения сравнительных испытаний в 1995 г. на вооружение приняли Ка-50. Но доработка милевского вертолета продолжилась, и в 2013 г. ВВС РФ получили Ми-28Н «Ночной охотник» – версию, способную воевать в темное время суток. А вот эксплуатация Ка-50 показала, что один летчик все же не сможет воевать эффективно. Пришлось создавать двухместную версию – Ка-52 «Аллигатор». Сейчас на вооружении Российской армии состоят оба этих вертолета.
Ка-50 («Черная
акула»). 1995 г.
Ка-52 «Аллигатор».
2008 г.
Ми-28Н
(«Ночной
охотник» ).
2013 г.
В 1996 г. на замену устаревающему ударному вертолету АН-1 «Кобра» и вертолетам-разведчикам пришел RAH-66 «Команч» (reconnaissance attack helicopter – «разведывательно-ударный вертолет») – машина футуристических форм, использовавшая технологии «стелс». Предполагалось, что армия США закупит 1300 таких вертолетов. Однако воздушной разведкой стали заниматься беспилотные летательные аппараты, а с задачами противопартизанских войн вполне справлялась более дешевая «Кобра». В 2004 г. разработку оставшегося «не у дел» «Команча» прекратили, хотя его технологии могут использоваться в будущем.
RAH-66 «Команч». США. 1996 г.
Производство ударных вертолетов не долго оставалось «эксклюзивом» СССР / России и США – ими занялись и другие страны. Европа стремится к «технической независимости» от США, поэтому франко-немецкий концерн «Еврокоптер» создал «Тайгер» («Тигр»), а британцы с итальянцами совместно разработали вертолет А-129 «Мангуста». Неплохие ударные вертолеты разработаны в Китае и ЮАР, созданием такой машины занимаются также в Индии.
«Еврокоптер Тайгер».
Франция–Германия.
2002 г.
А-129 «Мангуста».
Италия,
Великобритания.
1990 г.
В 2005 г. в США был принят на вооружение первый в истории авиации серийный конвертоплан V-22 «Оспри». Этот летательный аппарат сочетает достоинства вертолета и самолета: он может взлетать и садиться вертикально, но в полете его винты создают тягу «по горизонтали», поэтому конвертоплан летит быстрее и тратит меньше топлива, чем вертолет, – хотя и уступает по скорости и экономичности самолету.
Самое сложное для любого конвертоплана – переход от режима висения (на взлете и посадке) к режиму горизонтального полета и обратно. Из-за этого доводка «Оспри» шла долго и трудно, несколько машин было потеряно в авариях и катастрофах. Сложность конструкции привела к тому, что цена «Оспри» превысила 100 млн долл. Споры о том, нужны ли военным конвертопланы, не утихают до сих пор.
Конвертоплан V-22 «Оспри». США. 2003 г
Поделиться ссылкой
Прекращение действия
Придворные чины
Прекратили существование после Февральской революции — с 4 () марта года, в связи с ликвидацией института императорской власти.
Гражданские чины
Прекратили существование с 12 () ноября года — даты вступления в силу Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Военные чины
На территории Петроградского военного округа прекратили существование с 3 () декабря года на основании приказа по округу.
В армейских частях на остальной территории Российской республики, подконтрольной Совнаркому, прекратили существование с 17 () декабря года — даты вступления в силу принятого Совнаркомом «Декрета об уравнении всех военнослужащих в правах».
Во флоте прекратили существование с 12 () января года — даты вступления в силу «Декрета о демократизации флота», подписанного наркомом по морским делам П. Е. Дыбенко и управляющим Морским министерством М. В. Ивановым.
На территориях, подконтрольных белому и казачьим правительствам, применялись до октября 1922 года.
Заключение
Создаваясь как вспомогательный транспорт, вертолетные соединения стали действенной самостоятельной единицей гражданской и военной авиации. Нефтяные и газотранспортные компании мира вкладывают большие деньги в развитие вертолетостроения, ведь эти винтокрылые аппараты просто незаменимы в труднодоступных регионах Крайнего Севера и Западной Сибири. Летательные машины отлично зарекомендовали себя и в чрезвычайных ситуациях при тушении пожаров и эвакуации людей.
Редакция TheBiggest просит вас написать комментарий к нашей статье. Напишите на каких больших вертолётах вы летали, а на каких хотели бы полетать.