Fairchild republic a-10 thunderbolt ii

Подвесное вооружение

Не пушкой единой живет штурмовик.

Ракетывоздух-земля», ракетывоздух-воздух», бомбы, НАРы(неуправляемые ракеты), пушечные контейнеры… С обеих сторон выбор огромный — бери, что душе угодно.

A-10 Thunderbolt II

Американский штурмовик может даже использовать ракеты AGM-65 Maverick с дальностью действия до 30 километров. Но это уже лишнее. С работой по заброске такой ракеты к цели может справиться любой другой истребитель-бомбардировщик — и сделает это быстрее и безопаснее.

А-10 может взять вдвое больший боезапас — 7260 килограммов против 4400 у Су-25. И это не считая патронов к пушке!

Оценка:

А-10: 5 балловСу-25: 4,5 балла

Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2

— Первый полёт: 10 мая 1972 года
— Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год
— Годы производства: 1975 — 1984
— Единиц произведено: 715

Стоимость A-10 Тандерболт 2

— $11,8 млн (1994 год)

Экипаж A-10 Тандерболт 2

— 1 пилот

Размеры A-10 Тандерболт 2

— Длина: 16,26 м
— Размах крыла: 17,53 м
— Высота: 4,47 м
— Площадь крыла: 47,01 м²
— Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка
— Удлинение крыла: 6,54
— Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)
— База шасси: 5,40 м
— Колея шасси: 5,25 м

Вес A-10 Тандерболт 2

— Масса пустого: 9176 кг
— Масса снаряжённого: 10 515 кг
— Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)
— Максимальная взлётная масса: 21 148 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг
— Объём топливных баков: 6200 л

Двигатели A-10 Тандерболт 2

— 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100
— Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)
— Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)

Скорость A-10 Тандерболт 2

— Максимально допустимая скорость: 834 км/ч
— Максимальная скорость: 722 км/ч у земли
— Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли
— Скороподъёмность: 30,5 м/с
— Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)
— Длина пробега: 623 м

Дальность полета A-10 Тандерболт 2

— Боевой радиус непосредственная авиационная поддержка: 463 км
— Боевой радиус сопровождение: 484 км
— Боевой радиус воздушная разведка: 803 км
— Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
— Перегоночная дальность: 4647 км

Практический потолок A-10 Тандерболт 2

— 13 380 м

Вооружение A-10 Тандерболт 2

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм

Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10:
— (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
— центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг
— 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый
— 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый
— 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый

Боевая нагрузка: 7257 кг

Управляемые ракеты:
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9
— ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65

Неуправляемые ракеты:
— 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)
— 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)

Бомбы свободнопадающие:
— фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84
— зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом
— кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70

Бомбы управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12

Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A

Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Особенности конструкции и боевого применения

В 1978 году компания Embraer приступила к разработке учебно-боевого самолёта, EMB 312 Tucano первый опытный образец которого в воздух подняли в 1980 году, а с 1984 года он активно выпускается на экспорт. Лёгкий штурмовик с турбовинтовым двигателем EMB 314 Super Tucano отличается от этого учебного самолёта более длинным фюзеляжем, более объёмной кабиной экипажа и ещё, пожалуй, усиленным планером.

Машина получила мощный турбовинтовой двигатель Pratt&Whitney PT6A-68\3 в 1600 лошадиных сил, разгоняющий штурмовик до скорости 590 км/час. Кабина экипажа защищена кевларовой бронёй и оснащена катапультируемыми креслами, есть климатическая установка и кислородное оборудование. На самолёте применён принцип «стеклянной кабины», пилотыиспользуют два ЖК-дисплея и новый комплекс электронного оборудования. Штурмовик оборудован автопилотом, помогающим пилотам в длительных патрульных полётах.

Корпус машины отличается хорошей устойчивостью к коррозии и обладает отличными характеристиками по прочности, самолёт выдерживает положительные перегрузки величиной до 7g, а отрицательные до – 3.5g

Штурмовик надёжно эксплуатируется при высоких температурах окружающей среды и повышенной влажности, что особенно важно для латиноамериканских стран, где находит наибольшее применение эта машина

Как заявляет компания производитель, остекление кабины пилотов надёжно защищено от повреждения при столкновении с птицами даже на скорости 500 км/час. Кроме брони из кевлара, на помощь экипажу и штурмовику приходят современные информационные системы, предупреждающие пилотов о ракетной атаке и о работе станций радиолокационного обнаружения.

В строевых частях бразильских ВВС пилоты знают эту машину в одноместном варианте под обозначением A-29A Super Tucano, а её двухместная версия проходит как A-29B Super Tucano. Версия штурмовика с одним пилотом не пользуется такой популярностью, поскольку один лётчик не может эффективно действовать при длительных полётах на патрулирование, а потом принимать участие в бою в качестве ударного самолёта.

В таком варианте в месте второй кабины располагается дополнительный топливный бак, обтянутый протектированной резиной и как считает Embraer, установив соответствующее оборудование для ночных полётов, данная версия становится эффективным ночным истребителем, настоящей грозой для легкомоторных машин наркоторговцев и контрабандистов. Также в этом варианте самолёт успешно используется против вертолётов противника.

Наибольшей популярностью пользуется A-29B Super Tucano с двухместной кабиной.

Двухместный вариант A-29B почитается уже тем, что один ум хорошо – а два лучше. Наличие второго пилота в изматывающих патрульных полётах весьма полезно в тех случаях, когда они завершаются ударным воздействием на противника.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Описание A-10 Thunderbolt II

A-10 Thunderbolt II – это низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и силовой установкой, состоящей из двух двигателей.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, в его передней части находится кабина пилота, ее форма и расположение обеспечивает летчику хороший обзор вперед, вниз и в стороны. Кабина пилота закрыта мощной титановой броней и выполнена в виде ванны, она способна защитить летчика от снарядов калибра 37 мм. Катапультное кресло обеспечивает эвакуацию пилота на любой скорости и высоте.

К центральной части фюзеляжа с помощью специальных пилонов крепятся мотогондолы двух турбовинтовых двигателей. Такое расположение силовой установки уменьшает вероятность попадания в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки, упрощает их обслуживание, а также дает дополнительную защиту от огня с земли. Выхлопные газы двигателя проходят над плоскостью стабилизатора, что уменьшает заметность А-10 в тепловом диапазоне. Подобное размещение двигателей позволило разместить топливные баки около центра тяжести самолета и отказаться от системы перекачки топлива.

«Тандерболт» имеет прямоугольное крыло значительной площади, которое состоит из центроплана (34%) и двух консолей трапециевидной формы. Крыло самолета оснащено трехсекционными закрылками Фаулера и элеронами. Форма и площадь крыла позволяет штурмовику активно маневрировать на малых скоростях и нести большую полезную нагрузку.

Стабилизатор самолета имеет прямоугольную форму и довольно большую площадь (20% от площади крыла), что обеспечивает машине хорошие маневренные характеристики. На концах стабилизатора размещены два вертикальных киля с рулями направления. Подобная конструкция хвостового оперения повышает живучесть самолета: он может продолжать управляемый полет при потере одного из килей и даже одной из консолей стабилизатора.

А-10 «Тандерболт» имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Все стойки одноколесные, в убранном состоянии они несколько выступают (примерно на треть) за обводы фюзеляжа, что облегчает вынужденную посадку машины. Конструкция шасси А-10 позволяет самолету использовать аэродромы с грунтовым покрытием.

Силовая установка штурмовика состоит из двух двигателей ТРДД General Electric TF34-GE-100, каждый из которых имеет тягу 4 100 кгс.

А-10 оснащен двумя независимыми гидравлическими системами, которые обеспечивают работу элементами механизации крыла, выпускают и убирают шасси, вращают ствол 30-мм носового орудия.

«Тандерболт» имеет систему пожаротушения, которая для борьбы с огнем использует инертный газ фреон.

Радиоэлектронное оборудование А-10 можно назвать простым, по сравнению с другими американскими боевыми самолетами. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входит: системы ближней и дальней навигации, радиокомпас, радиовысотомер, радиопеленгатор, автопилот, индикатор на лобовом стекле, система посадки по приборам. В распоряжении пилота несколько радиостанций разного диапазона, а также система предупреждения о радиолокационном облучении.

Рядом с носовой стойкой шасси находится система обнаружения целей, подсвеченных лазерным лучом. Она способна обнаруживать объекты на дистанциях до 24 км. Также на штурмовик может быть установлен контейнер с аппаратурой РЭБ.

Штурмовик А-10 «Тандерболт» вооружен мощнейшей 30-мм пушкой GAU-81A, которая установлен в носовой части самолета, практически на его оси симметрии. Орудие выполнено по схеме Гатлинга и имеет семь вращающихся стволов. Гильзы снарядов пушки изготовлены из алюминия, что позволило значительно уменьшить вес боезапаса. Полный вес пушечной установки вместе с боеприпасами составляет 1830 кг.

Пушка GAU-81A имеет гидравлический привод, беззвеньевую систему подачи боеприпасов и магазин барабанного типа. Снаряды орудия имеют пластиковые ведущие пояски, что существенно повышает ресурсы стволов. Пилот может задавать разную скорострельность орудия: от 2100 до 4200 (позже верхний порог был снижен до 3900) выстрелов в минуту. В реальных условиях пилот обычно ограничивается несколько залпами длительностью по несколько секунд каждый. В противном случае возможен перегрев стволов. Чтобы не повредить корпус самолета, использованные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабан.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Внешние ссылки

Реплика самолета L-39 Albatros с двигателем BMW S 1000 RR

Этот самолет, наверное, единственный в нашем списке, на котором бы не отказался полетать любой летчик. Реплика UL-39 Albi – это уменьшенная версия самолета L-39 Albatros. Этот чехословацкий самолет разработан в 1960-е годы.

В строительстве же уменьшенной копии приняли участие Технический университет Праги, чешский производитель самолетов Jihlavan и специализированная компания по производству углерода под названием LA Composite.

В качестве силового агрегата было решено использовать двигатель BMW S 1000 R. Агрегат представляет собой четырехцилиндровый мотор объемом 1000 куб. см. мощностью 199 л. с. По словам эксперта, этот мотор идеально подходит легкомоторному самолету благодаря возможности работы на 12 000 об/мин.

Львиная доля (2001)

Конструкция[править | править код]

Принципиальная компоновка самолёта A-10, вид сбоку. Двигатели экранируются с передней и задней полусферы консолями крыла и хвостовым оперением.

При разработке самолёта наряду с высокой технологичностью, ремонтопригодностью и заданными ЛТХ должна быть обеспечена повышенная живучесть самолёта за счёт живучести конструкции, использования протектированных топливных баков, резервирования систем управления самолётом и двигателями, бронирования кабины лётчика, частично двигателей и отдельных элементов системы управления.

В ТТТ на самолёт указано, что конструкция и все системы должны выдерживать одиночные попадания снарядов калибра 23 мм (ОФЗ и БЗТ)/ ЗУ-23-4, а отдельные системы должны быть неуязвимы для осколочных (ОТ) снарядов калибра 57 мм/ ЗСУ-57-2.

При выборе конфигурации самолёта два широко разнесённых двигателя установили высоко по обеим сторонам хвостовой части фюзеляжа A-10, где они экранируются конструкцией от наземного огня с большинства ракурсов, с передней полусферы и задней полусферы консолями крыла, либо хвостовым оперением.

Конструкция самолёта отличается высокой живучестью. Фюзеляж — полумонокок, содержит четыре неразрезных силовых лонжерона постоянного сечения и большое количество одинаковых шпангоутов. Основным конструкционным материалом являются сплавы алюминия и с повышенным сопротивлением распространению трещин. Конструкция рассчитана на предельную перегрузку 7,33. Коэффициент разрушающей перегрузки равен 11. Фюзеляж не разрушается при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов и двух прилегающих к ним панелей обшивки.

Низкорасположенное трёхлонжеронное крыло состоит из трёх секций. В центральной секции размещены топливные баки. В конструкции носка и задней части крыла использованы сотовые заполнители. Хвостовое оперение самолёта двухкилевое. Выбор схемы с двумя килями и рулями направления осуществлён по результатам исследований боевой живучести системы управления, показавших, что такая схема допускает повреждение с одной стороны фюзеляжа без значительного ущерба для аппарата, практически без потери управления. Горизонтальный стабилизатор, прямоугольной формы в плане, — трёхлонжеронный, сохраняет свою несущую способность при разрушении одного из лонжеронов. Прочная конструкция и резервирование всех систем обеспечивают возможность продолжения полёта при наличии большого количества боевых повреждений, включая выход из строя одного двигателя и полное разрушение консоли стабилизатора.

Основными мерами, обеспечивающими живучесть самолёта, являются бронирование кабины лётчика и некоторых агрегатов, ответственных за сохранение боевой эффективности машины, резервирование элементов конструкции и оборудования, разнесение двигателей, каналов проводки управления. Особенностью самолёта является наличие бронекабины, наиболее защищённой из всех зарубежных ЛА. Кабина выполнена из катаной титановой брони толщиной от 13 до 38 мм. Бронекабина собирается из отдельных деталей на болтах. На внутренних поверхностях бронекабины установлен противоосколочный подбой из многослойной нейлоновой ткани.

Конструкция

Планер Самолета

Фюзеляж военного самолета выполнен в виде полумонокока. Традиционно кабина расположена в носовой части самолета. Хорошую обзорность обеспечивает смещенный вниз выпирающий фонарь. Прямо под кабиной находится блок стволов авиапушки. За крыльями располагаются две мотогондолы с моторами. Такое необычно расположение двигателя обосновывается тем, что самолет лучше управляется за счет лучшего потока воздуха.

Удачно расположение двигателей также способствовало снижению попадания тепла в оружие с инфракрасным наведением. Хвост имеет два вертикальных киля и рулевое управление.

Шасси

Поворотное колесо расположено в передней части самолета. Два основных колеса находятся снаружи центроплана. Колеса на крыльях убираются в специальную нишу, когда самолет начинает взлет. Механизм приводится в движение при помощи гидропривода и складывается против движения перпендикулярно оси корпуса. Сложенные колеса выступают за обводы корпуса примерно на 1/3 объема. Такое техническое решение позволяет совершить экстренную посадку.

Поворотное колесо спереди расположено в 40 сантиметрах от центра, так как посередине располагается пушка. Рычажная стойка при взлете полностью убирается в отсек. Давление в шинах составляет 4 кгс/см2 для передвижения на грунтовой дороге.

Силовая установка

Самолет приводят в движение два турбореактивных двигателя General Electric TF34-GE-100, которые также используются в гражданской авиации под индексом CF34. Агрегаты были созданы компанией GE Aircraft Engines. Конструктивную основу составляет одноступенчатый вентилятор, который управляется четырехступенчатой турбиной пониженного давления. Вес одного агрегата составляет 654 кг.

Топливная система

Баки «Бородавочника» имеют хорошую броню. Чтобы избежать возгорания, топливные баки заполняют специальной противовзрывной пеной. Два резервуара с топливом располагаются в фюзеляже и два в крыльях. Топливные баки в общей сложности вмещают в себя 4840 кг топлива. Кроме того, на штурмовик можно дополнительно установить три подвесных бака с топливом, общая емкость которых составляет 2280 литров.

Еще одним достоинством считается возможность дозаправки самолета в воздухе.

Пневмосистема и гидросистема

Пневматическая система в Тандерболт А10 служит для вентиляции кабины пилота и отсека с авиапушкой. В ее функциональность также входят препятствие обледенению.

За управление самолетом, шасси, а также вращением ствола пушки, на самолете была применена гидравлическая система с независимыми насосами. Давление в системе может достигаться свыше 200 кгс/см2. Насосы приводятся в движение от привода авиадвигателя.

Противопожарная система и электрооборудование

В случае возникновения пожара на борту самолета, включается автоматическая противопожарная система на основе фреона, который, в свою очередь, является хладагентом.

Электронику «Thunderbolt A10» питают два генератора переменного тока, которые обладают выходным напряжением в 120/200В. Также имеется аккумуляторная батарея с зарядом 34 А/ч. Ее напряжение составляет 24В. Батарею можно применять, как аварийный источник питания.

Среди электрооборудования также имеется автономный генератор.

Навигационное и радиоэлектронное оборудование

В штурмовике установлена навигационная система TACAN AN/ARN-84. Для поддержания связи на большом удалении от точки доступа, в самолете установлена радиостанция LORAN C/D AN/ ARN-101.

В система радиоэлектронного оборудования также присутствует компас AN/ARA-50, пеленгатор DF-301E/DA, а также система расчета аэродинамических параметров CPU-16.

Для радиолокационного распознавания, штурмовик оснащали системой радиолокационного оборудования AN/UPN-25. В случае возникновения плохих погодных условий, посадить самолет поможет система AN/ARN-108, которая работает совместно с показаниями приборов. Также присутствует автопилот.

Кабина пилота A-10A

Модификации

Название и изображение Описание Отличия от серийной модели
YA-10A

Первый прототип будущего «Бородавочника»

Первые 2 прототипа Более слабая пушка — 20-мм «Вулкан»
A-10A

Грозному штурмовику – грозная раскраска

Серийный вариант
OA-10A (Observation – наблюдение)

«Наблюдательная» модификация мало чем отличается от серийной и тоже может нести вооружение (как это было в Косово)

Задача Тандерболта Обзёвера — контролировать воздушное пространство

Самолёт воздушного контроля Подвесные модули с дополнительной электроникой и средствами  радиоэлектронного противодействия

YA-10B Night/Adverse Weather A-10

Всепогодная модификация «Тандерболта» А-10В

Принципиальное отличие – двухместная кабина (уже не такая бронированная) и увеличенное вертикальное оперение

1 прототип, госзаказа не получил Двухместный, для ночной и всепогодной работы.

Самолет оснащался навигационной системой LN-39 INS и радиовысотомером AN/APN-194, но бронезащита задней кабины отсутствовала

A-10C

Старый добрый «Тандерболт» дооснастили новым оборудованием — и он снова в строю!

Обновлённая, на вооружении с 2006, первый полёт — 20 января 2005, пилот — Мишель Роулс В числе нового оборудования:

  • нашлемная система Helmet Mounted Cueing System (HMCS);
  • новое программное обеспечением;
  • обновлённая система;
  • распознавания наземных целей;
  • оружие с лазерной системой наведения
A-10PCAS

Persistent Close Air Support – постоянная непосредственная авиационная поддержка

По некоторым версиям, у последней версии «Тандерболта» и вовсе не будет кабины!

Что у беспилотного «Тандерболта» А-10 вместо кабины?

Беспилотный, от разработки отказались

Разработчики — компании «Raytheon» и «Aurora Flight Sciences».

Наземные войска указывают цель, штурмовик уничтожает её автоматически, без участия пилота.

Время до удара сокращается на 6-10 минут.

Эксплуатация

A-10 в полёте

После поступления A-10 на вооружение ВВС США к нему долгое время относились как к «гадкому утёнку», что было обусловлено не только ограниченностью его применения, но и внешним видом, за который A-10 получил прозвище «Уортхог» (Warthog) — бородавочник. Самолёт подвергался критике, и ВВС даже подумывали о том, как от него можно избавиться, предполагая использовать в роли штурмовика F-16 (точнее, его модификацию A-16). В 1990 году Конгресс США принял решение о начале передачи «Тандерболтов» в состав Армии, однако в ноябре того же года было решено оставить в ВВС два авиакрыла A-10. Неожиданно успешное применение A-10 в ходе войны в Персидском заливе поставило точку в спорах о судьбе самолёта и доказало его необходимость.

В 1994 году штурмовики A-10 состояли на вооружении четырёх тактических истребительных авиакрыльев ВВС США (20-го, 23-го, 57-го, 355-го), а также подразделений резерва (442-го и 917-го тактических истребительных авиакрыльев и 930-й истребительной авиагруппы). В ВВС Национальной гвардии они имелись в пяти авиагруппах (103-я, Коннектикут; 104-я, Массачусетс; 110-я, Мичиган; 111-я, Пенсильвания; 175-я, Мэриленд). За рубежом они базировались в Великобритании и Южной Корее. Число состоящих на вооружении «Тандерболтов» постепенно снижается. На 2007 год эксплуатировалось 356 самолётов этого типа, в том числе 203 в регулярных подразделениях ВВС, 51 в резервных подразделениях, 102 в ВВС Национальной гвардии. Тем не менее, ВВС США планируют сохранять A-10 на вооружении как минимум до 2028 года.

A-10 не поставлялся на экспорт. В разное время им интересовались Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Южная Корея, Япония, однако военные бюджеты этих стран не позволяли закупать узкоспециализированный тяжёлый штурмовик, в результате чего предпочтение во всех случаях отдавалось многоцелевым истребителям-бомбардировщикам. В 1993—1994 годах предполагалось поставить 50 «Тандерболтов» Турции, но это решение было отменено.

Один полётный час «Тандерболта» обходится американскому бюджету в 17 564 доллара.

В 2012—2013 годах в Афганистане участвовали самолёты новой модификации A-10CS.

355-й авиаполк (ACC). Самолёты оборудованы нашлемной системой Helmet Mounted Cueing System (HMCS), обновлённым программным обеспечением, продвинутой системой распознавания «свой-чужой» наземных целей и другими улучшениями.

В сентябре 2015 года было принято решение о размещении штурмовиков в Эстонии на авиабазе Эмари.

A-10 будет частично заменён/дополнен истребителями-бомбардировщиками F-35A в 2015—2017 годах.

Комплектация ВСС

A-10 Thunderbolt development

“The A-10 Thunderbolt is also known as the Warthog.”

The first flight of the A-10 was in May 1972, and a total of 713 aircraft were produced. The production of A-10 aircraft came to an end in 1984. Originally manufactured by Fairchild, since 1987 the prime contractor for the A-10 has been Northrop Grumman, which carries out support and structural upgrade programmes from the Integrated Systems and Aerostructures Divisions at Bethpage, New York and at St Augustine in Florida.

Over 367 A-10 aircraft are in service with the US Air Force, Air Combat Command, the US Air Force Reserve and the Air National Guard. The aircraft variants currently in service in the US Air force are A-10 (143), and A-10C (70); Reserve A-10 (46) and OA-10 (6); ANG, A-10 (84) and OA-10 (18).

In June 2007, Boeing was awarded a $2bn contract for the A-10 wing replacement programme. Boeing will supply 242 replacement wing sets by 2018.

In September 2009, the US Air Force awarded two contracts worth $4.2m to Boeing for modernising its fleet of 365 A-10 Thunderbolt II aircraft for a period of three to 18 months. The contract was awarded as part of the total $1.6bn A-10 Thunderbolt life-cycle programme support (TLPS) contract.

Boeing received a $999m contract from the US Air Force for delivering sustainment work on A-10 Thunderbolt II aircraft, in August 2019. The 11-year contract will involve managing the production of 112 new A-10 wing assemblies and 15 wing kits.

The two contracts included A-10 Aircraft Structural Integrity Program (ASIP) which involves providing engineering services to the aircraft and upgraded data transfer unit (UDTU) which include trade study analysis and operational assessment / proof of concept. Both the contracts aim at upgrading the aircraft with avionics architecture to improve memory and data capability.

История создания A 10 Thunderbolt II

В 1966 году в связи с тем, что американский Т-28 «Троян» не смог выстоять против советской системы ПВО, было принято решение о разработке нового бронированного штурмовика. В марте 1967 года был объявлен конкурс, в котором принимали участие 21 авиастроительная компания. ВВС США было поставлены следующие условия:

  • скорость не должна быть менее 650 км/ч;
  • должна обеспечиваться хорошая маневренность в воздухе;
  • приземление могло осуществляться на любой местности;
  • большое количество узлов подвески снаружи.

В дальнейшем были изменены условия и минимальные требования к скорости поднялись до 740 км/ч, что привело выбыванию проектов с турбовинтовыми моторами.

Основным орудием штурмовика стала 30 мм пушка GAU-8

Американские конструкторы приняли во внимание успешный опыт израильских пушек DEFA, которые поражали арабские танки

В мае 1970 определилось два финалиста — «Fairchild» и «Northrop». Fairchild на разработку прототипа YA-10A получил 41,2 млн долларов, а Northrop 28,9 млн на YA-9.

В 1972 году первые два YA-10A были готовы и оснащены пушками «Вулкан» М61, диаметр которых составлял 20 мм, вместо 30 мм, поскольку последних попросту не было. 10 мая состоялся первый подъем самолета в воздух. Пилотом был Говард «Сэм» Нельсон. YA-9 впервые взлетел спустя 20 дней. Второй прототип YA-10 взлетел 21 июня 1972 года. Конкурент взлетел лишь 23 августа.

В октябре 1972 года начались испытания на авиабазе Эдвардс, в ходе которых выяснилось, что YA-9 более маневренный, легкий и скоростной. YA-10, в свою очередь, обладает более простой конструкцией, что упрощает обслуживание. Также он потребляет меньше топлива. На авиабазе Райт-Паттерсон самолеты испытывали на живучесть, используя оружие, произведенное в СССР.

18 февраля 1973 года было объявлено о победе YA-10A. Fairchild получает 159 млн на производство 6 предсерийных самолетов. В 1973 году в конкурсе по производству пушки, победил «Дженерал Электрик», который в этом же году создал 30 мм GAU-8.

В августе 1974 года A-10A были проведены испытания с ракетами «воздух-поверхность» AGM-65A «Maverick», которые обладают телевизионным самонаведением. Впервые контрактный испытательный штурмовик поднялся в воздух в феврале 1975 года. В сентябре была заменена пушка с 20 мм «Вулкана» на 30 мм «Мститель». Огромная GAU-8 занимает половину фюзеляже и по этой причине шасси пришлось расположить немного в стороне. Пушка успешно поражает цель с расстояния до 1,2 км.

21 октября 1975 года в воздух поднялся первый серийный «Thunderbolt». Масса штурмовика оказалось больше, чем была рассчитана ранее. По этой причине самолет пришлось усиливать.

В марте 1976 года самолет принят на вооружение ВВС США. Через год были поставлены первые серийные версии. В октябре 1977 года была создана первая эскадрилья «Бородавочников».

В 1977 году Тандерболт был модифицирован, получив всепогодную версию. В новой разработке была добавлена вторая кабина прямо над боекомплектом пушки. Самолет может быть пилотирован из обеих кабин. Кроме того, в комплектацию добавлены следующие опции:

  • Вестингауз WX-50 — бортовая радиолокационная станция предназначена для выявления мелких наземных целей;
  • Texas Instruments AN/AAR-42 — это тепловизионная станция;
  • Ферранти 105 — лазерный дальномер;
  • Литтон LN-39 — навигационная система на инерциальной основе.

4 мая 1979 года всепогодная версия впервые поднялась в воздух, но из-за низкой востребованности в серийное производство так и не вошла.

Thunderbolt A-10 имел свои «детские болячки». Одна из них была решена в 1981 году. В двигателе самолета скапливался порох из-за недогоревших частиц, которые осаждались на вентиляторе после выстрелов. Через каждые 1000 выстрелов у самолета падала тяга на 1%.

В 1983 году штурмовик оснастили новым оборудованием специально для европейского климата.

В 1984 году было готово 715 Тандерболтов, каждый из которых обошелся по 4 миллиона. 707 из них были серийными, 6 предсерийных и 2 прототипа.

Спустя два года были произведены испытания с управляемыми ракетами AIM-9 «Sidewinder».

Где-то в середине 1990-х штурмовики были модифицированы. Благодаря новым изменениям самолет стал более маневренным и легким, так как была убрана часть брони и пассивная лазерная система «Пейв Пенни».

A-10, 1975. (U.S. Air Force photo)

Применение в кулинарии

В азиатских странах из муки на основе дробленого ореха делают выпечку и традиционные десерты. Популярной сладостью в Корее считается желе тотхоримука. Довольно распространенным блюдом является питательная каша из ореховой крупы, томленная в горшочке с солью и топленым маслом.

Необычный компонент используется для изготовления крошки, напоминающей по вкусовым свойствам обжаренный арахис.

Гурманы во всем мире по достоинству оценили модернизированный рецепт лепешек времен американских индейцев. Готовится кушанье из сухой перетертой сердцевины с добавлением сметаны, яйца, сыра. Массу выпекают на сковороде в виде аккуратных небольших блинчиков.

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector