Подводные лодки проекта 885 «ясень»
Содержание:
Построенные корабли
Сравнительная оценка
Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень», частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.
«Сивулф» | «Ясень» | «Вирджиния» | «Барракуда» | «Астьют» | |
---|---|---|---|---|---|
Годы постройки | 1989 год—2004 год | 1993 год—н.в. | 1999 год—н.в. | 2007 год—н.в. | 2001 год—н.в. |
Годы службы | 1997 год—н.в. | 2013 год—н.в | 2004 год—н.в. | — | 2010 год—н.в. |
Построено | 3 | 1 (8 план) | 11 (30 план) | 0 (6 план) | 2 (7 план) |
Водоизмещение надводное (т) | 7460 | 8600 | 7080 | 4755 | 6500 |
Водоизмещение подводное (т) | 9130 | 13800 | 7925 | 5300 | 7800 |
Число ТА / ПУ ракет | 8 / — | 10 / 8(32) | 4 / 12 | 4 / — | 6 / — |
Представители проекта
Название | Проект | Зав. № | Закладка | Спуск | В строю | Флот | Состояние | Примечения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
К-560 «Северодвинск» | 855 | 160 | 21.12.1993 | 15.06.2010 | 17.06.2014 | КСФ | В строю | |
К-561 «Казань» | 885М | 161 | 24.07.2009 | 2016 год | 2016 год | н/д | В постройке | По данным на 7.05.2014 готовится к началу электромонтажных работ намеченных на конец 2014 года |
К-573 «Новосибирск» | 885М | 161 | 26.07.2013 | 2017-2019(прогноз) | н/д | В постройке | На 21.08.2014 успешно проведены гидравлические испытания прочного корпуса | |
«Красноярск» | 885М | 163 | 27.07.2014 | 2020(прогноз) | н/д | В постройке | ||
н/д | 885М | н/д | 2015-2016(прогноз) | н/д | — | Принято решение о строительстве.
В 50-м цехе Севмаша есть место только для закладки еще 2-х АПЛ, а в 55-м цеху место освободится не раньше 2016 года. |
Скрытность
Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.
Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!
Кроме того,Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель —архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.
Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствамиЯсень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместитьшумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.
К-560Северодвинск»(фото: Источник)
Традиционно для российского подплаваЯсень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.
Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощныешумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делаютЯсень» значительно тише по сравнению сЩуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот жеусовершенствованный Лос-Анджелес»,Ясень» превосходитВирджинию» по этому параметру.
Рейтинг:
Ясень» — 4,5Вирджиния» — 4
Незаметность, как фактор боевой мощи
Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след. Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.
Крылатая ракета «Калибр»
Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.
«Уникальная конструкция»
Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.
В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).
При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.
Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».
Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».
Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.
- Атомная подводная лодка «Северодвинск»
«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.
В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.
Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.
Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.
В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.
После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.
Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.
26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.
- Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»
В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».
В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин
В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд
«Убийца кораблей»
Как отмечается на сайте КБ «Малахит», корабли проекта 885 предназначены для борьбы с подводными лодками и корабельными группировками, а также для нанесения ударов по наземным объектам противника.
Атомные подводные крейсера данного класса оснащены вертикальными пусковыми установками, «благодаря чему обеспечивается залповая стрельба высокоточными крылатыми ракетами, что позволяет уничтожать групповые и сильно защищённые цели, в том числе оснащённые системами противоракетной обороны», сообщают разработчики.
Всего на одном судне размещается восемь таких установок, боезапас при этом составляет 24 ракеты «Оникс» или «Калибр». Для запуска 30 торпед на субмарине установлены десять аппаратов калибра 533 мм. При этом торпедно-ракетный комплекс может вести как одиночную, так и залповую стрельбу.
Как отмечают в «Малахите», корабли проекта 885 оснащаются главными энергетическими установками нового поколения, которые обеспечивают «снижение акустических параметров корабля». Они состоят из «одного водо-водяного реактора и блочной одновальной паротурбинной установки с широким резервированием механизмов и оборудования».
Среди главных достоинств кораблей проекта 885 Константин Сивков выделяет их низкую шумность и мощное гидроакустическое оборудование, которое позволяет «обнаруживать иностранные подводные лодки на большом удалении».
По словам Дмитрия Литовкина, корабли проекта 885М являются на данный момент самыми современными в российском ВМФ.
Также по теме
«Эффективное оружие сдерживания»: как гиперзвуковая ракета «Циркон» усилит возможности ВМФ России
Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников» и многоцелевая атомная подлодка проекта 949А «Иркутск» в результате…
«Это самый современный и перспективный проект, подлодки которого могут применять целый спектр различного вооружения, в том числе ракеты «Калибр» и «Оникс»
Важно отметить, что новейшее торпедное вооружение на этих подлодках стоит вдоль борта, а носовая часть занята новой гидроакустической станцией», — сказал аналитик в интервью RT
При этом Дмитрий Литовкин подчеркнул, что проект «Ясень» является одним из самых технологичных и секретных в российском ВМФ, поэтому о нём известно не так много. По его словам, главной задачей «Ясеней» является уничтожение кораблей противника.
«Это «убийца кораблей». Подлодки типа «Ясень» способны действовать на морских коммуникациях вдали от российских берегов, топить авианосцы, транспортные караваны и выполнять другие задачи по обеспечению безопасности РФ, в том числе наносить удары по береговым целям», — отметил эксперт.
Как сообщают СМИ, в перспективе на кораблях данного класса могут устанавливаться гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые сейчас проходят государственные испытания. Эксперты полагают, что они смогут серьёзно повысить боевую мощь «Ясеней».
«Ракета «Циркон», которую невозможно перехватить, способна будет потопить авианосец, крейсер, нанести удар по береговому объекту. Но, скорее всего, основным вооружением этих подлодок всё же станут ракеты типа «Калибр», которые могут применяться для решения самых различных задач», — сказал аналитик.
По мнению Константина Сивкова, подлодки проекта 885М в будущем смогут стать главной ударной силой российского подводного флота.
Конструкция[править | править код]
Принципиальная схема лодки 885 проекта.
Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и с надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки, а также уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части базового проекта размещён гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. Проект «Ясень-М» оснащён гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.
Спасательная камера на подлодке проекта 885 «Ясень» одна, в ней может поместиться весь экипаж — 90 человек (64 человека «Ясень-М»).
Главная энергетическая установка и движительправить | править код
Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины.
Энергетическая система выполнена по одновальной схеме, в качестве движителя применён малошумный гребной винт, хотя в 2000 году в СМИ публиковалась схема проекта с водомётом .
Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах.
Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят: устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.
Вооружениеправить | править код
На подлодке проекта 885 «Ясень» 10 (8 на «Ясень-М») торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенных под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств, а за ограждением находятся 8 (10 «Ясень-М») вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 крылатые ракеты 3М-55 «Оникс», 3М-22 «Циркон» или по 5 крылатых ракет меньшего диаметра 3М-14 «Калибр». Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач: от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей, до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами «Калибр», «Оникс», «Циркон». По заявлению гендиректора предприятия проектировщика субмарины конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. АПЛ «Ясень-М» также будет применять перспективные крылатые ракеты ЗМ-22 «Циркон».
Газобаллонных
Способы увеличения скорости выстрела в газобаллонной пневматике также заключаются в увеличении длины ствола и доработке механизма. Пути повышения мощности состоят в следующем:
- замена «боевой» пружины на более мощную. Речь идет о пружине, приводящей в движение курок или ствол, бьющий по клапану. Минус метода состоит в существенном увеличении нагрузки на спусковой крючок пистолета (т. е. повышении усилия спуска);
- расточка камеры с газом (увеличение диаметра). В зависимости от конструкции пистолета, можно получить неплохой прирост скорости, особенно с изначально толстостенными камерами;
- увеличение отверстий в выпускном клапане, через который выходит углекислый газ. В классической конструкции клапана выход газа осуществляется через три внутренних отверстия. Их диаметр можно увеличить до 0,5 мм путем рассверливания. Слишком большие отверстия делать не стоит, иначе газ будет выходить очень быстро, а пуля сильно потеряет в скорости при разгоне;
- применение курка большей массы (или более тяжелого ствола). При усиленном ударе клапан будет дольше оставаться открытым, выпуская большее количество газа. Для повышения массы придется снова обратиться к токарю;
- увеличение диаметра обтюратора, находящегося за иглой для прокалывания баллона. Не стоит переусердствовать в его расширении, иначе игла может выпасть и ее придется фиксировать «супер-клеем».
Увеличивать размеры отверстий нужно постепенно, периодически собирая пистолет и тестируя полученную схему. Если апгрейд был задуман еще перед покупкой, лучше приобрести модель без Blowback, на работу которого теряется большая часть энергии газа.
Радиоэлектроника и гидроакустика
В этом вопросе обе лодки близки.
Цифровые интегрированные системы боевого управления открытой архитектуры с графическими интерфейсами, гидроакустические комплексы с носовыми антеннами большой площади, протяжённые конформные антенны по бортам, буксируемые антенны и т. д, и т. п, и др.
Оборудование обоих типов лодок регулярно совершенствуется, при этом оно уже доказывало работоспособность, причём не только на испытаниях. Есть и свои фишки — например,Вирджиния» не имеет традиционного перископа. Вместо этого на подлодке установили штангу с видеокамерами. Видеокамеры есть и уЯсеня», но оптический канал остался. Кроме того, управление лодкой в целом наЯсене» значительно более автоматизировано — что традиционно для отечественных атомных субмарин начиная с 1960-70-х годов.
Рейтинг:
Ясень» — 5Вирджиния» — 4,5
Законодательная власть
А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.
Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.
Многоцелевые убийцы
Согласно открытым источникам, лодки «Ясень» имеют надводное водоизмещение 8,6 тысячи тонн, подводное — 13,8 тысячи тонн. Они могут погружаться на глубину до 600 метров и развивать под водой скорость примерно в 31 узел (порядка 57 километров час). Автономность плавания составляет 100 суток. Экипаж — 64 человека.
Корабли 885 проекта, по данным СПМБМ «Малахит», получили уникальный для российских субмарин корпус. Дело в том, что российские атомные подлодки традиционно имеют двухкорпусную конструкцию: они разделены на внутренний прочный корпус и внешний легкий. Между ними находится часть оборудования. Достоинство такой схемы — высокая живучесть корабля. Недостатки — размеры, меньшая маневренность и самое главное — они издают больше демаскирующих звуков.Удар из глубины: у кого субмарин больше?
Большая часть американских лодок построена по однокорпусной схеме. Они менее живучи из-за меньшего запаса плавучести, но имеют и неоспоримое преимущество — меньшую шумность. А бесшумность — важнейшая характеристика для современных атомоходов. Кто первый обнаружил противника, тот, как правило, и выиграл подводный бой.
Конструкторы «Ясеней» выбрали компромиссную конструкцию, совмещающую достоинства как двухкорпусных, так и однокорпусных лодок. Легкий корпус облегает только часть прочного корпуса в носовой части корабля. Тем самым удалось совместить высокую живучесть отечественных субмарин с малой шумностью американских атомоходов.
По информация «Малахита», впервые в отечественном кораблестроении торпедные аппараты на 885 проекте разместили не в носовой части, а за отсеком центрального поста. Это освободило место в носовой оконечности для размещения сферической антенны большого диаметра гидроакустического комплекса (ГАК) «Иртыш-Амфора». Мощный сонар позволит «Ясеням» обнаруживать противника под водой на большей дистанции.
На лодке этого проекта установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппаратов через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.
В центральной части корпуса также впервые для отечественных многоцелевых субмарин установили вертикальные пусковые установки для ракет «Оникс» и «Калибр», прекрасно зарекомендовавших себя в Сирии. В будущем лодки этого типа планируется вооружить перспективными гиперзвуковыми ракетами «Циркон».
На кораблях «Ясень» применено множество новшеств. Главная энергетическая установка нового поколения на основе одного водо-водяного атомного реактора. Малошумный гребной винт составной конструкции. Резервный движительный комплекс. Лодки оснащены всплывающей спасательной камерой, предназначенной для спасения всего экипажа с глубин вплоть до предельной.
Ракетные «Ясени»
Лодки проекта «Ясень-М» будут отвечать за борьбу с авианесущими группировками вероятного противника, следить за субмаринами противника, имеющими ядерное оружие, а также наносить удары по стратегически важным наземным объектам.
В проектах 885 и 885М применена смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного в носовой части для снижения шумности. Он изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Это позволяет «Казани» погружаться на глубину более 600 м, что делает ее практически недосягаемой для всех видов современного противолодочного оружия. Обычные АПЛ погружаются на 400 м.
Для стрельбы используют восемь вертикальных пусковых установок и ТА. В арсенале субмарины — самые современные российские крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные «Оникс».
Дальность стрельбы первых составляет более 1,5 тыс. км, что позволяет таким лодкам держать под прицелом территории, удаленные от морского или океанического побережья. «Ониксы» предназначены для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия, а также для ударов по наземным целям.
лодка
Фото: ТАСС/Александр Рюмин
В перспективе лодка сможет использовать гиперзвуковые «Цирконы». Они могут разогнаться до 8 Махов и поразить цели на дальности до 500 км. Скорость в 2,5 Маха является предельной для современных средств ПВО, что позволит ракетам преодолевать любую оборону. Также лодка может взять на борт противолодочные торпеды, которые будут нужны для уничтожения субмарин противника.
Реактор АПЛ изготовлен по новой технологии: внутри его корпуса размещены трубопроводы теплоносителя первого контура. Такая компоновка считается инновационной, так как значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Без перезарядки реактор может проработать 25–30 лет, что сопоставимо со сроком службы самой субмарины. Это серьезно упростит ее эксплуатацию.
Западные аналитики часто сравнивают «Ясень» по боевым возможностям с американскими подводными лодками типа «Морской волк» (Sea Wolf). Их построено всего три — по финансовым соображениям от проекта решили отказаться. «Морские волки» оказались самыми дорогими субмаринами из всех построенных ранее для ВМС США.
Примечания
- ↑ 123 ВМФ России получил головную подлодку проекта «Ясень». РИА Новости (31 декабря 2013).
- Статья о «Ясенях» на сайте «Военная история России»
- пр.885 — GRANAY. kommersant.ru (17 ноября 2011). Проверено 21 ноября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
- На что потратят 280 миллиардов. kommersant.ru (10 ноября 2011). Проверено 21 ноября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
- Россия получит семь АПЛ «Ясень» к 2021 году
- АПЛ «Ясень» для русского флота
- Александр Емельяненков. Место на стапеле заняла «Казань»
- Тихий охотник: подлодка «Ясень-М» обезвредит авианосец одной торпедой. РИА Новости 31.03.2017
- ↑ 1 2 Российский военный флот меняет облик, 8 апреля 2008.
- Россия готовит подводный прорыв
- ↑ 12Военно-промышленный курьер. Российский ВМФ до 2020 года получит семь АПЛ проекта «Ясень». Военно-промышленный курьер (24.04.2015).
- Подлодка «Северодвинск» вышла в море на испытания | В России | KM.RU Новости
- ЦАМТО / Новости / Начались государственные испытания АПЛ «Северодвинск»
- Первая многоцелевая атомная подлодка проекта «Ясень» принята в состав ВМФ России
- Вторая АПЛ типа «Северодвинск» будет заложена в июле 2009 года. РИА Новости (25 июня 2009). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 3 апреля 2012 года.
- АПЛ Казань готовят к началу электромонтажных работ. 7.5.2014
- На «Севмаше» заложили новую атомную подлодку для ВМФ России. Lenta.ru (24 июля 2009). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 3 апреля 2012 года.
- ↑ 12 Атомную подлодку «Казань» передадут флоту в 2020 году (рус.),Атомная энергия 2.0 (22 марта 2018). Проверено 22 марта 2020.
- На Севмаше заложили АПЛ «Новосибирск». Пресс-служба ОАО «ПО Севмаш» (26 июля 2013).
- ↑ 12 На Севмаше в День ВМФ заложены сразу три новые подводные лодки. ИТАР-ТАСС (27 июля 2014). Проверено 27 июля 2014.
- Строительство трех атомных подводных крейсеров началось на «Севмаше». РИА Новости (27 июля 2014). Проверено 27 июля 2014.
- ↑ 12 Пятую атомную подлодку «Ясень» заложат 19 марта
- В День подводника российские верфи заложат две новые подлодки
- На «Севмаше» состоялась закладка АПЛ «Архангельск»
- ↑ 12 На северодвинском «Севмаше» заложена шестая атомная подлодка семейства «Ясень»
- Седьмую многоцелевую подлодку проекта «Ясень» заложили на «Севмаше»
- ↑ 1234 Гендиректор: Севмаш до конца 2020 года передаст флоту восемь «Бореев» и шесть «Ясеней». ТАСС (16 июня 2015).
- «Северодвинск»: конец долгостроя («Смысл», №14, 2007 г.) PDF (188 Кб)
- АПЛ «Северодвинск» получила передовую систему безопасности. 23.6.2014
- АПЛ «Ясень» может применять все крылатые ракеты морского базирования
- Морская гончая: как авианосная доктрина США ломается о новую русскую ракету (рус.), Рамблер/новости . Проверено 27 сентября 2020.
- Россия впервые испытает гиперзвуковую ракету «Циркон» с морского носителя (англ.), www.newsinfo.ru . Проверено 27 сентября 2020.
- «Хаски» – российская субмарина пятого поколения. interpolit.ru. Проверено 15 сентября 2020.
- Первая подлодка проекта «Ясень» вошла в состав ВМФ. 17.6.2014
- Атомную подлодку «Казань» спустили на воду (рус.), РИА Новости . Проверено 1 апреля 2020.
- В Северодвинске спустили на воду первый атомоход проекта «Ясень-М»
- Севмаш заложит АПЛ «Новосибирск» ко Дню ВМФ
- Гидравлические испытания «Новосибирска». 21.8.2014
- Объем Гособоронзаказа-2014 на Севмаше выполнен полностью
- Серия многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» будет состоять из семи единиц. 20.3.2013
- Прочный корпус «Красноярска»
- Новые субмарины — на стапелях Севмаша
- Атомный подводный крейсер «Ульяновск» войдет в состав Северного флота (рус.), РИА Новости . Проверено 28 июля 2020.
- https://tass.ru/armiya-i-opk/5161580
Модификации ПЛАРК проекта «Ясень»
Проект «Ясень» имеет всего две модификации. По первоначальным чертежам (885) построена одна лодка — К-560 «Северодвинск». Все остальные боевые единицы строятся в соответствии с усовершенствованным проектом 885М.
Шифр
проекта |
Борт.№ и название ПЛАРК | Особенности модификации |
885 «Ясень» |
К-560 «Северодвинск» |
Лодки проекта 885 имеют два принципиальных отличия от подводных военных кораблей предшествующих классов (вне зависимости от назначения и тактико-технических характеристик): Применена полуторакорпусная схема с частичным расположением цистерн главного балласта внутри прочного корпуса.
В связи с большими размерами новой ГАС «Иртыш-Амфора» торпедный отсек разделён на две части и расположен по бортам лодки. Торпедные аппараты установлены под углом к оси лодки |
885М (08851)
«Ясень-М» |
К-561 «Казань» К-573 «Новосибирск» К-571 «Красноярск» К-564 «Архангельск» К-… «Пермь» К-…«Ульяновск» |
Основные отличия подлодок проекта 885М от головной ПЛАРК «Северодвинск»:
Самые новые единицы строятся с учётом возможного применения перспективного ГАК «Аякс», новейших российских комплексов гиперзвуковых баллистических ракет «Циркон», стратегических ракет Х-101, самонаводящихся торпед «Футляр» и «Физик» |