Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный

Введение

Предлагаем рассмотреть возможность использования промышленных корпусов механосборочного завода, расположенного в городе Владимире, для производства на его базе вездехода многоцелевого плавающего гусеничного (ВМПГ).

В восьмидесятые годы этот завод производил многоцелевые тягачи лёгкие бронированные — МТ-ЛБ (Рис. 1.1).

Рис. 1.1

МТ-ЛБ в качестве базовой конструкции и в виде своих модификаций использовался в советских войсках более 40 лет. МТ-ЛБ имеет около 80 модификаций.

МТ-ЛБ одна из немногих машин завоевавшая популярность в зарубежных армиях, в том числе в странах НАТО.

МТ-ЛБ во времена Советского Союза производился в России и в республике Украина. Так же, по лицензии, МТ-ЛБ производились в Польше и Болгарии.

Гражданский вариант вездехода на базе МТ-ЛБ в Советском Союзе и позднее в России не производился.

До 2008 года для гражданских целей МТ-ЛБ поставлялись в Россию из-за рубежа. Они снимались с хранения либо проходили восстановление после эксплуатации. Эти машины МТ-ЛБ реконструировались в гражданскую модификацию и продавались российским потребителям. Стоили такие вездеходы около 1,5 млн. рублей. Несмотря на свой высокий вес, они имели большой спрос. Последние годы возникли сложности с ввозом этих вездеходов из-за рубежа.

История и основное предназначение

Первая гусеничная модель была произведена на Харьковском машиностроительном заводе в 1964 году. Среди инженеров, а впоследствии и других жителей СССР, агрегат получил прозвище «Мотолыга». После провозглашения независимости, Россия начала самостоятельно выпускать модифицированные версии МТЛБ 2 и другие модели. На сегодняшний день бронетранспортёры активно изготавливаются в городе Муроме и на Иркутском заводе, занимающимся производством тяжёлой техники.

Вездеход предназначен как для военных операций, так и для гражданских потребностей

Основное предназначение вездехода заключается в перевозке военных приспособлений и транспортировке людей. В некоторых случаях гусеничный тягач также может использоваться как санитарная машина для устранения последствий стихийных и других бедствий.

Широкое применение автомобиль получил во время Афганской войны, когда советские солдаты вели боевые действия, а руководство СССР лично контролировало крупные поставки в горячие точки. Собственно, с этого момента начался новый этап развития МТЛБ, но уже в качестве военного танка. Увидев автомобиль в действии, многие нейтральные и дружественные страны, начали активно заказывать бронетранспортёры для собственных оборонительных целей.

Помимо варианта модификации с силовыми установками, вездеход МТЛБ часто эксплуатируется в сельскохозяйственном и гражданском секторах. После распада Советского Союза, техническая база осталась на территории современной Украины и стала основой для создания новой модели харьковского вездехода ХТЗ-3Н.

Дополнительно на танк можно крепить различное техническое оборудование благодаря уникальной конструкции шасси, а также использовать его для обслуживания транспортных магистралей. По сути, вездеход МТЛБ можно применять практически для любых целей, включая перевозку небольших грузов. Качественные технические характеристики машины позволяют свободно передвигаться при плохих погодных условиях и преодолевать различные препятствия.

Обязательно почитайте: Гусеничная платформа Метелица

Горючие смеси и XX век

К началу XX века про горючие смеси внезапно вспомнили… на Кубе! В 1890-х годах там как раз разгорелась война за независимость от Испании и кубинские партизаны при осаде испанских гарнизонов использовали то, что было под рукой, в том числе и горючие смеси. В ходе Первой мировой войны российские летчики пробовали вести «бомбометание» бутылями, заполненными смесью мазута, бензина и керосина. Но их постигла неудача – падая на мягкую почву, бутыли попросту не разбивались. Нужно было что-то потверже луга и пашни, например… танк!

Да, да, именно против танков бутылки-«зажигалочки» внезапно оказались довольно эффективны. Пламя и дым ослепляли экипаж и не давали ему прицелиться. А если удавалось попасть в топливный отсек, то боевая машина гарантированно гибла! Первыми с бутылками на танки пошли испанцы – в 30-х годах в этой стране разгорелась гражданская война, причем горючие смеси были популярны и у республиканцев, и у националистов-франкистов.

Следующими на очереди стали финны. Впрочем, именно в этот момент в нашей истории внезапно появляется Вячеслав Михайлович Молотов.

Устройство МТЛБ

Вездеход МТЛБ оснащен цельнометаллической кабиной на 3-х человек, закрытым кузовом, где могут расположиться до 10-ти человек, а также для перевозки груза. MTLB Vezdehod MT-LB 13

В передней части вездехода МТЛБ расположены трансмиссия, органы управления. Отделение управления отделено от трансмиссии перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья. MTLB Vezdehod MT-LB 14

В средней части вездехода МТЛБ в специальной отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами. MTLB Vezdehod MT-LB 16

Задняя часть корпуса используется для размещения и перевозки людей и груза. Отделение двигателя отделено от кабины и пассажирского отсека теплошумоизоляционными перегородками. MTLB Vezdehod MT-LB 17

Для сообщения кабины водителя и грузовой платформы с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откдных сиденья.

МОЕ СЕРДЦЕ ВЕРИТ, ПИСЬМО ДОЙДЕТ

Модификации

Универсальность вездехода позволяет модифицировать МТЛБу под различные цели и задачи от геологоразведки и перевозки грузов, до командно-штабных машин и буровых установок.

  • МТ-ЛБу — базовый вариант.
  • МТ-ЛБу-Н — многоцелевой транспортёр тягач.
  • МТ-ЛБу-М — модифицированный вариант тягача с увеличенной кабиной.
  • МТ-ЛБу-ГПМ-10 — гусеничная пожарная машина, также на её базе создан авианаводчик-разведчик.
  • МТ-ЛБу-ПНС-1 — передвижная насосная станция.
  • МТ-ЛБу-ЛПВ — гусеничный лесопожарный вездеход.
  • 1Б32 — звукотепловой разведывательный комплекс.
  • 1Л219 «Зоопарк-1» — радиолокационный комплекс разведки и управления огнём.
  • 1Л219М «Зоопарк-1М» — модернизированная версия, представлена в 2002 году.
  • 1Л245 — наземный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП).
  • 1РЛ239 «Рысь» — станция артиллерийской разведки АРК-1.
  • 1РЛ243 — станция радиотехнической разведки.
  • 9С80 «Овод-М-СВ» — подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 «Овод-М-СВ».
  • 1В12 «Машина-C» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии «Машина-C», включает в себя четыре машины управления огнём артиллерии.
  • 1В13 — машина старшего офицера батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/1.
  • 1В14 — машина командира батареи КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2a.
  • 1В15 — машина командира дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/2b.
  • 1В16 — машина начальника штаба дивизиона КСАУО 1В12. По классификации НАТО: ACRV M1974/3.
  • 1В12-3 «Машина-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 1В12М-3 «Фальцет-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 1В181 «Ринг-2» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) артиллерии, включает в себя две машины управления огнём артиллерии.
  • 1В185 — унифицированная командно-наблюдательная машина.
  • 1В186 — унифицированная командно-штабная машина.
  • 1В197 — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
  • 9В514 «Бета-3» — автоматизированная система управления войсками. Изготавливалась с 1980 по 1990 годы.
  • 9Т451 — транспортно-заряжающая машина для боевой машины 9П139 РСЗО «Град-1» (гусеничный вариант).
  • КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки.
  • ЛКМ-3 — линейно-кабельная машина.
  • МП21-25 — АСУВ «Манёвр».
  • МП21 — командно-штабная машина.
  • МП22 — разведывательно-информационный центр армии.
  • МП22-1 9С737 «Ранжир» — унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир».
  • МП95 «Бета-4» — АСУВ.
  • МЗС-83 — мощная звуковещательная станция «Многосложность».
  • ППРИ-5 — пункт приёма и обработки информации.
  • Р-149БМРг — командно-штабная машина оперативно-тактического звена.
  • Р-161Б — автоматизированная подвижная КВ радиостанция.
  • Р-161БМ «Реквием» — модернизированная версия.
  • Р-166-0,5Б — автоматизированная подвижная КВ-УКВ радиостанция.
  • Р-330Б — автоматизированная станция помех УКВ радиосвязи.
  • Р-330КБ — командно-штабная машина для Р-330Б и Р-378Б.
  • Р-330П «Пирамида» — станция постановки помех радиосвязи.
  • Р-378Б — автоматизированная станция помех.
  • Р-381Т «Таран» — комплекс радиотехнической разведки Р-381Т.
  • Р-381Т1 «Таран 1» — станция радиоразведки КВ диапазона радиосвязи противника.
  • Р-381Т2 «Таран 2» — станция радиоразведки УКВ диапазона радиосвязи противника.
  • Р-381Т3 «Таран 3» — АСОИ (автоматизированная станция обработки информации).
  • Р-412Б «Торф» — станция тропосферной связи.
  • Р-439БГ «Легенда-2БГ» — мобильная станция космической связи.
  • Р-934Б — автоматизированная станция помех авиационной УКВ-радиосвязи.
  • ТГМ — транспортная гусеничная машина.

Сплошная бутафория

Переделывают мотолыги не только для ведения настоящих боевых действий, но и в учебных, киношных и страйкбольных целях.

Сложно узнать в этом «Абрамсе» МТ‑ЛБ?

(Фото: Вероника Воронина)

А именно тягач был взят за основу бутафорской боевой машины. Танк был создан для большой страйкбольной игры «Битва за Манхэттен». Как его строили, можно почитать и посмотреть на сайте авторов чуда.

В армии не заморачиваются такими деталями при создании полигонных танков, да и не нужно это. Главное — силуэт.

Нередко МТ-ЛБ становится основой для «исторической бронетехники» в военных фильмах и игрищах реконструкторов. Бедный тягач натягивает даже тигриную шкуру.

Широко известен в узких кинокругах мотолыжный «Штуг», который успел сняться в нескольких фильмах в виде страшной фашистской САУ.

А вот что однозначно плохо в фильме «Мы из будущего», так это танки из МТ-ЛБ.

«Мотолыга» остаётся одним из самых надёжных и практичных видов боевой техники. Он обрёл своё место и во множестве армий, и в гражданской сфере. Правда, как машина поля боя МТ-ЛБ уже не выдерживает критики. Слишком слабая бронезащита и моральное устаревание. Лишь большая нужда или отсутствие внятных альтернатив заставляют военных в разных уголках мира делать из него эрзац-БМП. На гражданке МТ-ЛБ проникают в самые отдалённые уголки, тушат пожары, снимаются в кино. Интересно, найдётся ли ему адекватная замена в ближайшем будущем?

Техника на базе вездехода

На базе бронетранспортера созданы различные машины, например:

  1. МТП-ЛБ — передвижное устройство для проведения технологической помощи. Место башни занимает грузовая платформа.
  2. Объект № 26 — САУ «Гвоздика» монтируется на удлиненном шасси.
  3. Комплект «Дева» (2С24).
  4. Разведывательная машина РХМ «Кашалот», работающая в условиях химической атаки.
  5. Самоходный «Тунджа» оснащен минометом (калибр 120 мм).

В разные годы на базе тягача создавались:

  • заградители для мин;
  • средство для проведения радиоразведки;
  • передвижные медпункты;
  • машины для штаба;
  • бронетранспортеры с мощной защитой и вооружение;
  • зенитные и противотанковые комплексы;
  • а также многое другое.

Ночной бомбардировщик

Учебный У-2 — советский учебно-тренировочный биплан.

В годы Великой Отечественной войны советские У-2 стали настоящей головной болью для немцев, которые называли эти советские самолёты «кофемолка» и «швейная машина». Бипланы широко применялись для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения фашистских войск. У-2 использовались как бомбардировщики, выполняли функции самолёта связи и разведчика. Был и санитарный вариант самолёта. Благодаря тому, что самолёт мог взлетать практически с любой площадки, его широко использовали для работы с партизанами. Использовали У-2 и для сброса разведывательных и диверсионных групп, а также разведчиков-одиночек.

Осенью 1941 года в ВВС СССР начали формирование авиационных частей, куда призывали женщин. 23 лётчицам, воевавшим на самолёте У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.

Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.

Техника на базе вездехода

МТП-ЛБ Полевая машина для оказания технической помощи
Объект 26 Шасси для 122-мм гаубицы «Гвоздика»
«Леопард» Станция артиллерийской разведки
УД3М Землеройная машина
РХМ «Кашалот» Машина химразведки
2К32 «Дева» Самоходный 62-мм миномет
МТ-ЛБ АТ-И Минный заградитель

Тягач МТЛБ

Статья опубликована 04.12.2016 09:26
Последняя правка произведена 04.12.2016 06:31

МТЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище «мотолыга» («маталыга»), «эмтээлбэшка».

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Гражданский вездеход весьма популярен среди охотников и рыболовов. Приобрести запчасти, в частности бортовую передачу мтлб можно на данном сайте.

Применение в бою

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты

Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты

Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.

Технические характеристики Тягач МТЛБ:

Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт. более 9600
Размеры
Длина корпуса, мм 6399—6509
Ширина корпуса, мм 2820—2865
Высота, мм 1835—1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395—415
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 14
Вооружение
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя ЯМЗ-238В
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 5—6 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 19,7—24,7
Тип подвески независимая торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает

Технические характеристики боевой машины МТЛБ

Вес МТЛБ 9,7 т
Масса буксируемого прицепа 4,5 т
Длина х Ширина х Высота, м 6,45 х 2,86 х 1,86
Полезная нагрузка 2 т
Максимальная скорость по шоссе 61 км/ч
Средняя скорость по пересеченной местности 30 км/ч
Расход топлива в зависимости от местности 90-120 литров на 100 км
Клиренс в среднем 40 см
Тягач МТЛБ способен передвигаться по воде со скоростью 6 км/ч

Одним из таких проектов стал МТЛБ (расшифровка: «Многоцелевой тягач легкий бронированный»). В первую очередь боевая машина МТЛБ предназначался для нужд армии. При помощи него планировалось подвозить боеприпасы, личный состав, артиллерию.

Для непосредственного контакта с противником тягач не предназначался: бронирование противопульное, а из вооружения только 7,62-мм пулемет.

МТЛБ. Вид спереди

Сейчас в частях ВС РФ активно используются в районе 4 тысяч этих бронемашин. На основе этой платформы существуют не только тягачи, но и самоходные артиллерийские установки и минометы.

Разработаны модификации с улучшенным бронированием и усиленным стрелковым вооружением.

МТ-ЛБ используется в армиях 20 стран включая Украину, Казахстан и Азербайджан.

Суперротация атмосферы

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

Рапира гарда

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

Модели и модификации

Советский автомобиль представлен огромным количеством различных вариаций, которые отличаются годом производства и некоторыми дополнительными конструкциями. Если во время СССР МТЛБ выпускался в разных местах, но как одна модель, то после провозглашения независимости многие страны начали выпускать собственные варианты бронетранспортёра.

Список современных государств, которые занимаются производством автомобиля МТЛБ:

  1. Россия.
  2. Украина.
  3. Польша.
  4. Азербайджан.
  5. Казахстан.
  6. Швеция.

Стоит отметить, что в Швеции существует собственная модель МТЛБ под названием Pbv 401 со специальной пулевой установкой. То же самое касается Казахстана, где инженеры разработали самоходный миномёт «Айбат», оснащённый советской военной техникой. В свою очередь, Польша выпустила вариант танка MT-LB с тридцати (12,7) миллиметровым пулемётом.

Стандартный вездеход вмещает одиннадцать пассажиров, а тягач МТЛБу восемнадцать

Что касается российских и советских моделей, то наиболее популярным вездеходом является МТ-ЛБВ, известный также как «снегоболотоход». Очень широко используется в северных регионах и может передвигаться по толстому льду благодаря системе пониженного давления на грунт. Стандартный вариант агрегата МТ-ЛБ предназначен для работы в гражданском секторе и может применяться в качестве перевозчика. Но лучше всего на автомобильном рынке все же продаются военные модели, представленные наиболее широкой линейкой различных танков и силовых установок. Например, версия МТ-ЛБВМК, оснащённая новым двигателем от Ярославского завода, чья мощность составляет 240 л.с, дополнительно включает зенитный пулемёт «Корд».

Среди качественных украинских агрегатов можно выделить вездеход МТ-ЛБР6 с новым дизельным мотором. Оригинальность этого автомобиля заключается в усовершенствованной одноместной башне и повышенном уровне безопасности водителя за счёт специального кевларового подбоя.

Лучшими техническими характеристиками, по мнению экспертов, обладает тягач МТЛБу. Максимально внутрь вездехода помещается около восемнадцати человек в зависимости от экипировки, но оптимальным показателем считается 10-12 пассажиров. Тягач оснащён двигателем ЯМЗ-238Н и имеет мощность 300 л.с, а общий примерный расход топлива составляет 100 литров на каждые 100 км. Грузоподъёмность машины равняется 4000 кг, а общий вес 11500 кг. Среди всех других схожих моделей, МТЛБу считается самым прочным и надёжным.

Обязательно почитайте: Гусеничный вездеход ГАЗ 71: эксплуатация, характеристики

Как было отмечено выше, помимо основной серии, военный вездеход на гусеницах имеет множество вариантов комплектации от разных заводов и даже стран. Более подробную информацию касательно линейки бронетранспортёров может предоставить Википедия или другие схожие автомобильные ресурсы.

В военных операциях МТБЛ применяется исключительно для оборонительных целей

Примечания

  1. Здесь и далее приведены данные для ударного Су-28К (также обозначался Су-27КШ) «Гроза» по состоянию проекта на 1975 год; истребители Су-27К (иначе – Су-27КИ) и Су-29К «Молния», при общей унификации их конструкции с Су-27КШ, имели существенные отличия в деталях, в т.ч., в составе экипажа (Су-27КИ, например, проектировался одноместным) и вооружения.
  2. Двухместными были версии Су-28К (Су-27КШ) «Гроза» и Су-28КРЦ (Су-27КРЦ) «Вымпел»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» проектировались одноместными.
  3. УР класса «воздух-земля» и противокорабельные мог применять только штурмовик Су-28К (Су-27КШ) «Гроза»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» рассчитывались только на ракеты воздушного боя.
  4. В конце 1970-х годов проект ПФИ Т-10 был существенно переработан (получив индекс Т-10С), а в 1984 году принят на вооружение ВВС и войск ПВО СССР под обозначением Су-27. Фактически Т-10С – уже другой самолёт, мало похожий на ранний Т-10 даже внешне.
  5. Здесь «ВПК» означает «военно-промышленная комиссия» (полностью – Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам).
  6. После смерти Генерального конструктора П. О. Сухого в 1975 году этому опытно-конструкторскому бюро было присвоено его имя.
  7. Впоследствии обозначение «Су-28» было присвоено учебно-тренировочному самолёту на базе штурмовика Су-25.
  8. Впоследствии обозначение «Су-29» было присвоено двухместному учебно-пилотажному самолёту на базе одноместного спортивного Су-26.
  9. Когда на вооружении состоят самолёты единого семейства вместо множества типов – это упрощает как комплектование авиагрупп и снабжение их запчастями, так и подготовку лётчиков. То есть при прочих равных условиях затраты на содержание авиапарка получаются меньшими.
  10. Шифр «Молния» к этому проекту перешёл от истребителя МиГ-23А, который машина КБ Сухого должна была заменить.
  11. Главный конструктор Михаил Симонов говорил, что на Т-10С от Т-10 остались прежними только катапультное кресло лётчика и колёса шасси.
  12. Сначала экземпляр Т-10-3, позже к нему добавились Т-10-15 и Т-10-20.
  13. Тормозные щитки перед нишами шасси были сделаны по образцу тяжёлого перехватчика МиГ-31, и в этом виде они появились на опытном самолёте Т-10 (в том числе и на Т-10-3, проходившем испытания по взлётам с трамплина и посадкам с тормозным гаком). В дальнейшем, при перепроектировании самолёта в 1979 году, тормозной щиток вновь вернули на верхнюю поверхность фюзеляжа – именно там он и находится на серийных самолётах Су-27 и Су-33.
  14. При перепроектировании самолёта в 1979-1980 годах форму крыла, в числе прочего, изменили – на серийном Су-27 и всех машинах на его базе (в том числе палубном Су-33) оно получило прямые кромки и концевые балки вместо скруглённых законцовок.
  15. Подобно тяжёлому перехватчику МиГ-31; в дальнейшем такие основные опоры получил недавно принятый на вооружение ВВС России фронтовой бомбардировщик Су-34.
  16. «Кайру» тогда разрабатывали для вооружения новейших ударных самолётов – истребителя-бомбардировщика МиГ-27К и фронтового бомбардировщика Су-24.

ЗОНЫ ТЮРЬМЫ ЛАГЕРЯ

Предыстория создания истребителя МиГ-29СМТ поколения 4+

Работы по созданию 4-го поколения, начатые в СССР с 1969 года, к 1983-му дали возможность поставить на вооружение ВВС МиГ-29. Наряду с Су-27 он такой же грозный для истребителей НАТО, против F-15 и F-16 создана пара МиГ-29 и Су-27 разного предназначения, они удачно дополняли друг друга

Поставленные мировые рекорды в скорости и по набору высоты (МиГ-25) для воздушных дуэлей оказались не востребованы, во внимание был принят опыт Вьетнамской войны, нужными качествами стали маневренность, дальность обнаружения, точность и дальность поражения цели

ВЗЯТЬ ЗА РОГА

Низкорослый механик-водитель осмотрел меня придирчивым взглядом и исчез в башне БМП. Через несколько секунд пушка двинулась и поползла вверх. Спасибо, друг! Я тут раскорячился в интересной позе на броне, пытаясь забраться в водительский люк, – и, не приподнимись пушка, нипочем не оказался бы за штурвалом БМП‑3 штатным путем.

Думаете, и там, в недрах боевой машины, теснота?

Сцепления нет. Педаль газа на привычном месте, педаль тормоза тоже. А вот ручник своеобразный: основательный рычаг блокирует педаль тормоза в нажатом состоянии. До гениальности просто и по-армейски надежно. Прямо по курсу – приборы и селектор коробки передач (четыре позиции – вперед, две – назад). А рулить я буду вот этим, почти игрушечным штурвалом: два маленьких рожка торчат в стороны из небольшой ступицы. На ступице есть две кнопки, но к вождению они отношения не имеют – это управление правым и левым курсовыми пулеметами.

Механик-водитель поднимает вверх палец. Ага, понял: включаю первую передачу. Легкий тычок в спину – включилась! Дергаю рычаг ручника, отпускаю тормоз и добавляю газ.

БМП, ревя 26‑литровым мотором и лязгая гусеницами, рвет с места. В поле зрения возникают уже два пальца – переключаюсь на вторую. Восемнадцатитонная махина на удивление легко набирает ход. Третья – и газу!

Впереди поворот. Наклоняю рога штурвала – БМП послушно пишет вираж. Пытаюсь держать ровный газ, но механик дает понять: можно не стесняться. И я добавляю. Черт возьми, как легко гусеничная боевая машина управляется на гравийной дороге! Не сложнее, чем легковушка на асфальте. Четвертая передача – и набегающий ветер выдувает из глаз слезы. Похоже, скорость уже за 60 км/ч.

Вот конец ходового участка, пора поворачивать на лесную дорожку. Однако для начала надо притормозить. Пытаюсь перенести ногу с одной педали на другую, но мой инструктор показывает три пальца. Перемещаю селектор на одно деление: полуавтоматическая коробка передач переходит на ступень ниже, БМП послушно тормозит двигателем. Вторая, первая – и поворот. Тормоза не понадобились. Продольные волны и глубокие колеи лесной дороги. Сознание протестует: здесь нельзя ехать быстро! Но команды инструктора разгоняют меня до третьей передачи. Внутри всё сжимается: сейчас как долбанемся брюхом о жесткий ухаб – и отвечай потом за дорогостоящую технику.

И что? А ничего! Качает словно в лодочке, и только. То, что для обычного автомобилиста является сверхпроходимостью, для экипажа боевой машины – повседневная езда. Впечатление такое, что для БМП непролазных мест вообще не существует.

В корме над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.

Выбираемся на земную твердь. Останавливаю машину уже тормозами и ставлю на ручник. Вылезать нет желания – хочется еще! Не успел я в полной мере насладиться динамикой, скоростью и фантастической проходимостью боевой машины пехоты. И кто бы мог подумать, что «броня» может быть настолько подвижной и маневренной!

МТЛБ Цена — от 2 950 000 руб

Начало пути

Использование европейцами

МТЛБу | Технические характеристики

Ходовая часть

Использование в воинских частях

Поставленные в армейские части вездеходы впервые приняли участие в боевых действиях в ходе войны в Афганистане. После распада СССР транспортеры достались бывшим союзным республикам и использовались в локальных конфликтах. Машины предназначались для доставки грузов, боеприпасов для минометов или артиллерии, а также эвакуации раненых. Бронирование корпуса выдерживало попадание пуль, выпущенных из автоматов Калашникова на любом расстоянии. Установленный в башне пулемет использовался для защиты экипажа вездехода или расчета буксируемого орудия.

Вездеходы не входили в штат мотострелковых батальонов (МСБ), но часть применялись для перевозки личного состава. Во время Афганской войны часть машин прошла полевую модернизацию. Например, буксируемый миномет «Василек» устанавливался в грузовой платформе, что противоречило требованиям руководства по боевому применению, но повышало маневренность огневой точки. Возимый боекомплект располагался внутри корпуса, а также крепился на внешней стороне листов вместе с дополнительным имуществом экипажа.

Исторические факты о создании вездехода МТЛБ

В 60-х годах правительство СССР совместно с руководящим составом вооруженных сил приняло решение провести обновление артиллерийского тягача АТ-П. В качестве экономии бюджета на общем совете постановили разрабатывать транспортное средство не с нуля, а использовать базовую серийную модель. Для нужд советской армии по характеристикам больше всех подходил на роль вездехода — МТ-Л. Основополагающим изменениям подвергся корпус — его заменили на бронированный. Остальные узлы и механические части практически не были затронуты.

Разработкой и внедрением обновления МТЛБ (фото) занимались конструкторы Харьковского тракторного завода. Первые шаги на пути к современному вездеходу были сделаны в 64 году. Спустя 24 месяца тягач поставили в серийное производство.

Название «многоцелевой тягач» было присвоено инженерами на начальном этапе. При этом вряд ли, специалисты догадывались, насколько термин будет соответствовать действительности. Так, в армии России сегодня на базе МТ-ЛБ уже создано больше 80 модификаций и специальных транспортных средств. Обусловлено это тем, что машина зарекомендовала себя, как надежный вездеход в различных военных конфликтах.

Примечательно, что перед вездеходом МТЛБ не ставится цели принимать непосредственное участие в бою, т. к. сначала он разрабатывался, как бронетранспортер орудий, расчетов и боевых снарядов. Соответственно, он не предназначен для атаки, а установка пулемета используется в качестве обороны.

Популярность тягач завоевал за счет следующих свойств:

  • высокий уровень надежности;
  • простое обслуживание;
  • возможность проведения ремонтных работ вне бокса;
  • относительно небольшой вес;
  • высокая мощность;
  • проходимость обеспечивается за счет гусеничного тракта.

К сожалению, многие модели транспортёра давно сняты с производства и найти их можно только на вторичном рынке. Стоимость нового автомобиля 2020 года составляет примерно три миллиона рублей, а более старые версии обойдутся в полтора миллиона. Подержанные модели можно приобрести за один миллион или даже дешевле, и финальная цена будет зависеть от пробега и состояния вездехода.

Завершая обзор, хочется ещё раз подчеркнуть, что вездеход МТБЛ прекрасно зарекомендовал себя во многих странах, как качественный и выносливый агрегат, который с лёгкостью выполняет задания любой сложности. Даже сегодня бронетранспортёр можно встретить на вооружении некоторых стран, и каждые несколько лет машиностроительные заводы выпускают новые варианты модификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector